nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Category:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: СЮЖЕТЫ

ДОМЕНИКО ГИРЛАНДАЙО. ПОРТРЕТ СТАРИКА С ВНУКОМ. 1480-е гг.

Часть 1.





Доменико Гирландайо. Портрет старика с внуком. 1480-е

Доменико Гирландайо. Портрет старика с внуком. 1480-е



У художников, впрочем, как и у самых обычных людей семейная жизнь складывается по-разному. Некоторым везёт с родителями и прочими родственниками, которые во всем их поддерживают, а другие, наоборот, при первой же возможности навсегда уходят из дома, где их не любят и не понимают. Иногда семья всю жизнь финансирует непонятого и непризнанного гения, твердо веруя в его талант, а порой, наоборот, творческий человек, в ущерб собственным художественным устремлениям занимается тем, что приносит стабильный доход, и содержит своих менее удачливых родственников. Но бывают и совершенно идиллические ситуации, когда в семье все хорошо: родители любят детей, дети – родителей, и все друг друга во всем поддерживают. В такой идеальной семье посчастливилось появиться на свет герою нашего рассказа, художнику Доменико Гирландайо.






Доменико Гирландайо. Автопортрет (Фрагмент фрески)

Доменико Гирландайо. Автопортрет (Фрагмент фрески)



Его отец Томмазо Бигорди был известным флорентийским ювелиром, который получил почетное прозвище Гирландайо, поскольку, как утверждали современники, был «первым, выдумавшим и пустившим в оборот украшения, которые носят на голове флорентийские девушки и которые называются гирляндами». Впрочем, судя по всему, ювелирные гирлянды делали во Флоренции и до Томмазо Бигорди, а он лишь оказался самым искусным мастером по их изготовлению. По другой версии, имеющей более существенные документальные доказательства, Томмазо Бигорди был не ювелиром, а почтенным и преуспевающим торговцем то ли шелком, то ли кожевенными изделиями. Сыновей у синьора Гирландайо было четверо (от двух браков), и из них Доменико – старший, он родился в 1449. Трое других, Давид. Бенедетто и Джованни Баттиста, были младше, соответственно, на три года, девять и семнадцать лет.
Отец почему-то не стал сам заниматься с сыновьями ( может, не обнаружил в себе педагогического таланта, а, может, и правда был торговцем, а не ювелиром), и отдал старшего сына в мастерскую своего коллеги-ювелира. Но там Доменико гораздо больше занимался рисунком, нежели собственно ювелирным делом. Его наставник постоянно жаловался отцу, что Доменико отлынивает от работы, и чтобы не сердить мастера и не огорчать родителя, юноша научился рисовать очень быстро и незаметно для окружающих. Впоследствии скорость, с которой Доменико работал, поражала современников.
Позднее Доменико Гирландайо учился живописи у известного художника и мастера мозаики Алессандро Бальдовинетти, а поскольку в его ранних работах исследователи отмечают явное влияние стиля Андреа Дель Кастаньо, то можно предположить, что Гирландайо в юности бывал и в его мастерской. Чуть позднее, в начале 1470-х годов Доменико открывает и собственную мастерскую, где становится учителем саоих братьев. За ещё одного помощника, Бастьяно Майнарди, он выдает замуж свою младшую сестру. В итоге получается чисто семейный бизнес, в котором все друг друга любят и уважают, а особенно, старшего брата Доменико.
Гирландайо прославился во Флоренции (и даже в Риме, где он вместе с Боттичелли писал фрески Сикстинской капеллы в 1481 году) как мастер монументальных многофигурных композиций, иначе говоря, он в основном писал фрески, которые потрясали современников своей красотой и точностью исполнения. Его мастерская считалась лучшей во Флоренции и процветала. Сам Доменико был жутко непрактичным человеком, и дела его мастерской вел его брат Давид, который оказался гораздо лучшим менеджером, нежели художником.





Доменико Гирландайо. Изгнание Иоакима из храма (Капелла Торнабуони в церкви Санта-Мария Капелла): Левая группа фигур — представители молодого поколения семьи Торнабуони: Лоренцо (наследник), Пьеро (его двоюродный брат), Джаноццо Пуччи и Алессандро Нази (жених его сестры Лодовики). В правой части фрески — известный групповой портрет семьи художника — Давид и Доменико Гирландайо, их отец Томмазо (либо Алессандро Бальдовинетти) между ними и шурин Бастиано Майнарди.

Доменико Гирландайо. Изгнание Иоакима из храма (Капелла Торнабуони в церкви Санта-Мария Капелла): Левая группа фигур — представители молодого поколения семьи Торнабуони: Лоренцо (наследник), Пьеро (его двоюродный брат), Джаноццо Пуччи и Алессандро Нази (жених его сестры Лодовики). В правой части фрески — известный групповой портрет семьи художника — Давид и Доменико Гирландайо, их отец Томмазо (либо Алессандро Бальдовинетти) между ними и шурин Бастиано Майнарди.



Гирландайо пользовался покровительством богатой и влмятельноц флорентийской купеческой семьи Торнабуони, часто работал по их заказам и писал портрети членов клана. В середине 1480-х годов он получил очень важный заказ на роспись главной капеллы (так называемой Капеллы Торнабуони) самой знаменитой флорентийской церкви Санта-Мария Новелла. Эта капелла и прежде была украшена фресками, но там прохудилась крыша, и дожди испортили их настолько, что реставрировать то, что оставалось, было уже бессмысленно, можно было только написать заново. К этой работе с присущим ему энтузиазмом и приступил Доменико Гирландайо примерно в 1485 году.
Но к этому же самому времени относится и картина, о которой, собственно, и идёт речь – маленький двойной портрет старика и мальчика, традиционно именуемый «Портрет старика с внуком». Стоит сказать, что начиная с 1880 года, когда эта картина впервые попала в поле зрения искусствоведов, и до настоящего времени, нет никакой более-менее убедительной версии, о том, кого именно написал Гирландайо на своем портрете. Его моделей определили как деда с внуком, основываясь исключительно на взаимоотношениях героев на картине.





Доменико Гирландайо. Посмертный портрет пожилого мужчины

Доменико Гирландайо. Посмертный портрет пожилого мужчины



С уверенностью можно сказать только, что пожилой мужчина, изображённый на портрете, - это реальный человек, поскольку среди рисунков Гирландайо был найден его посмертный портрет. И исходя из этого факта родилась очень симпатичная, хотя, повторюсь, совершенно не доказанная версия. А что если на портрете изображен отец Доменико, Томмазо Бигорди, и его сын Ридольфо, единственный из девяти детей художника (от двух браков), который унаследовал талант отца, а позднее и его мастерскую. Ридольфо родился в 1483 году, мальчику на портрете три-четыре года, так что это вполне укладывается в хронологические рамки, установленные исследователями для этой работы.
В этой теории, конечно, слишком много "если". Если на фреске в капелле Торнабуони изображен синьор Томмазо, то он явно не похож на дедушку с портрета (другая форма лица, нос прямой и без патологий), но если в компанию своих родственников Доменико все же вписал своего учителя Алессандро Бальдовинетти, как утверждал Джорджио Вазари, то тогда на портрете может оказаться и Томмазо Бигорди с внуком. Впрочем, если мальчик - это Ридольфо Гирландайо, то старик может быть его дедом и по линии матери. Ридольфо был вторым сыном Доменико от его первого брака с Констанцей, дочерью некоего Бартоломео Нуччи. Так что на портрете, в принципе, может быть изображен не отец Доменико, а его тесть.
К сожалению, мне не удалось установить, когда умер Томмазо Бигорди, в источниках, доступных в интернете, упоминается лишь то, что Доменико после смерти отца вроде бы унаследовал его ювелирную мастерскую, работать в которой он не стал. Но с учётом сильных родственных связей в семействе Гирландайо, если, скажем, Томмазо тяжело болел, то его сын Доменико вполне мог отложмть на время даже самый важный заказ и написать картину, оставлявшую в семье память об отце и деде.

Продолжение следует…


Tags: истории, картины, художники
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments