Часть 3.
А потом началась война, и здесь было уже не до идеологических разногласий. Музеи, оставшиеся в тылу, спешно законсервировали свои коллекции, и так смогли их сохранить в эти тяжелые годы. Труднее и страшнее пришлось тем музеям, которые попали в зоны оккупации. Музейщики проявляли чудеса героизма, эвакуируя с последними эшелонами фонды, и пряча от бомбежек и оккупантов то, что оказалось невозможным вывезти.
Многое было расхищено фашистами, многое погибло под бомбежками, но многое все-таки удалось спасти, а кое-что и вернуть уже после войны согласно договорам о реституции.
В послевоенные годы художественные музеи постепенно возвращаются к мирной жизни, начинают снова вести научную работу, организовывать новые выставки, а также пополнять коллекции из собственных экспедиций, государственных запасников, за счет даров новых меценатов и приобретений у коллекционеров.
Иконопись и русский авангард 1910-х-1920-х годов были полностью реабилитированы, но зато в опале оказывается нарождающееся неофициальное искусство, андеграунд. Ему доступ в музейные залы откроют уже только по окончании советской эпохи, в 1990-х годах.
В 1960-е годы начинают создаваться новые художественные музеи в тех городах, где прежде их не было, там, где художественные коллекции существовали только как часть общих краеведческих собраний. Эти музеи, зачастую организованные местными энтузиастами, очень быстро расширяют свои собрания и приобретают индивидуальность, часто специализируясь на коллекционировании произведений искусства, связанных с определенным регионом или с определенной проблематикой.
Еще одна важная тенденция музейного строительства проявляется в городах и областях с древней историей и огромным количеством сохраненных архитектурных, художественных и исторических памятников. Там создаются объединенные музеи-заповедники, которые включают в себя не только музейные собрания, но также и все памятники, имеющие историческое, культурное и художественное значение. Так случилось в Новгороде, Смоленске, Пскове, Владимире.
В 1970-е-1980-е годы художественные музеи понемногу развивались, сотрудники пополняли коллекции, описывали их, занимались реставрацией, готовили новые выставки, лекции и экскурсии для посетителей. В эти годы новые музеи открываются в некоторых столицах автономных республик, там основное внимание уделяют народным промыслам и национальному и самобытному в искусстве.
Ситуация 1990-х годов стала испытанием для всего нашего общества, в том числе и для музейного дела в нашей стране. Вся культура была поставлена на грань выживания, а музеям было сложнее всего, поскольку помимо зарплат для сотрудников нужны были средства для сохранения и реставрации накопленных богатств. Но большинство музеев с честью прошло через все трудности, и сейчас они понемногу начинают возрождаться. Где-то находят деньги на ремонт и переоборудование, где-то даже строят новые здания, музеи начинают снова пополнять коллекции, заниматься научной деятельностью, искать новые способы привлечения зрителей.
Но, наверное, важны не только эти новые приемы, праздники и фестивали, интерактивные проекты и т.д. Художественный музей все же должен сохранять свои традиции, а зритель – иметь возможность остаться в тихом светлом зале один на один с картинами, чтобы не только видеть прекрасное, но и чувствовать его.