Как-то так получается, что самые известные русские художники – это пейзажисты. Если произвести спонтанный опрос на тему «три русских художника», то, скорее всего, первыми будут названы три фамилии: Шишкин, Левитан, Айвазовский.
Сильвестр Феодосиевич Щедрин тоже относится к выдающимся пейзажистам, хотя, возможно, и не так известен среди широкой публики. Но его превосходные итальянские виды, написанные на пленэре, заставляют искусствоведов восхищенно называть его революционером пейзажной живописи.
Сильвестр Щедрин происходил из типичной художественной семьи, его отец и дядя преподавали в Академии художеств, отец Феодосий был скульптором, а вот дядя Семен – одним из первых русских пейзажистов. У него, племянник, естественно и начал учиться. Путь Сильвестра Щедрина в творчестве был вполне типичным – в 1800 году, в 9 лет, поступил в Академию художеств, в 1811 году за картину «Вид с Петровского острова в Петербурге» получил золотую медаль и право на пенсионерскую поездку в Италию. Правда, поездку пришлось отложить из-за войны 1812 года. Но зато за границу Сильвестр попал уже вполне зрелым мастером 27 лет от роду.
Разумеется, в Академии его учили писать классические идеальные пейзажи. Сейчас нам это трудно представить, но именно попытки нарисовать реальный, а не идеальный, сконструированный, вымышленный пейзаж, и стали революционными для развития этого живописного жанра.
Прежде художники довольствовались графическими набросками, сделанными на натуре, из них они и составляли потом картину в своей мастерской, разумеется, приукрашивая реальность и убирая из эскизов все, что казалось им не нужным.
Сильвестр начал делать наброски на натуре сразу маслом, до него так не делал никто, ни в России, ни на Западе. Он сам считал, что его ранние работы по сравнению с поздними никуда не годятся. Даже говорил кому-то из друзей, что если бы у него было достаточно денег, то скупил бы все эти свои ранние картины и уничтожил, чтобы не позориться.
Ему очень нравилась Италия, особенно Неаполь, где он, в конце концов, и обосновался. В 1823 году его пенсионерская поездка окончилась, но он не захотел возвращаться в Россию, решив остаться в Италии и работать как «свободный художник». Он не хотел становиться эмигрантом, но он и не хо тел, чтобы его жизнью кто-то распоряжался. К тому же он только начал продвигаться в своих художественных поисках, и ему не хотелось все бросать и возвращаться в холодный и казенный Петербург.
Хотя, может статься, это спасло бы ему жизнь, кто знает. Дело в том, что с 1825 года Щедрин упоминал, что у него проблемы с печенью. Что это было, сейчас сказать трудно. Но Италия в те времена не отличалась приверженностью к чистоте и гигиене, а Неаполь, любимый город Щедрина, был крупным портом, куда стекалась зараза со всего мира. По некоторым косвенным упоминаниям можно предположить, что Щедрин мог подцепить гепатит. Болезнь протекала несколько лет, постепенно ему становилось все хуже, а наиболее прогрессивная медицина в то время могла предложить ему только лечение минеральными водами. Он даже в Швейцарии побывал, что вероятно само по себе приравнивалось к лечению в то время, но все было бесполезно.
Сильвестр Щедрин сначала пытался заниматься самолечением, а потом попался на удочку какого-то сомнительного целителя, обещавшего ему выздоровление, и, в итоге умер в возрасте 39 лет, так и не успев реализовать все свои планы, в число которых входило и возвращение в Россию.
Он так и остался навечно в своем любимом Неаполе, а точнее в Сорренто, на городском кладбище которого и находится сейчас его могила и памятник, созданный С.Гальбергом.