nikonova_alina

Categories:

МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ, или КАК ДЖОН ЭВЕРЕТТ МИЛЛЕС КОММЕРЦИАЛИЗИРОВАЛ СОБСТВЕННОГО ВНУКА

Часть 2.

Джон Эверетт Миллес. Мыльные пузыри. 1886
Джон Эверетт Миллес. Мыльные пузыри. 1886

Дальнейшая история «Мыльных пузырей» поначалу складывалась вполне банально. В том же 1886 году Миллес выставил ее в Галерее Гросвенор на Бонд-стрит, месте весьма популярном среди художников тогдашнего британского мейнстрима (типа Альма-Тадема), а также поздних прерафаэлитов и представителей раннего модерна. В галерее картину увидел Уильям Ингрем, владелец популярного журнала «The Illustrated London News», и тут же приобрел, чтобы напечатать ее репродукцию в своем издании. 

Вход в Галерею Гросвенор на Бонд-стрит. Гравюра 1877 г.
Вход в Галерею Гросвенор на Бонд-стрит. Гравюра 1877 г.

Эту картинку в журнале случайно заметил Томас Джеймс Барратт, управляющий директор A & F Pears (или Pears Transparent Soap), одной из старейших в мире компаний по производству мыла, владеющей первым в истории зарегистрированным брендом. Барратт решил, что картина Миллеса прекрасно подойдет для рекламной кампании нового продукта его фирмы, и тут же предложил Ингрему перекупить у него «Мыльные пузыри». За 2200 фунтов издатель расстался с полотном без малейших колебаний.

Томас Джеймс Барратт
Томас Джеймс Барратт

Однако для того, чтобы картину можно было использовать в качестве рекламы, следовало получить на это согласие художника. Поэтому следующим этапом сделки было обращение Барратта к самому Миллесу. Художник, который никогда не отказывался от лишнего заработка, уступил A & F Pears исключительные авторские права на картину (в разных источниках указывается разные даты этого события - 1887 или 1890 гг.), а сумма сделки осталась семейной тайной.

Реклама мыла "Пирс". 1890-е гг.
Реклама мыла "Пирс". 1890-е гг.

В итоге A & F Pears получила право внести в картину необходимые изменения. В частности, они добавили логотип фирмы и название продукта. В нескольких источниках я читала, что креативные мыловары даже переделали основное изображение картины и посадили мальчика на кусок мыла в обертке, однако, я такой вариант рекламы не нашла. Однако, мне попалась информация, что фирма лишь предполагала посадить героя картины на кусок мыла, но Миллес был категорически против, и мыловары все же пошли ему на встречу и отказались от этой идеи.  Считается, что репродукция картины «Мыльные пузыри» Миллеса стала самой известной рекламой мыла в истории мыловаренного производства.

После того, как история с продажей авторских прав на картину Миллеса в коммерческих целях стала известна (а как бы это осталось неизвестным, если мыло было в каждом доме), на него набросились коллеги по цеху и прочие деятели культуры. Его обвиняли в коммерческой эксплуатации ребенка, собственного внука, в том, что он продал свой талант, унизил высокое звание художника и дискредитировал свое искусство.

Например, писательница Мария Корелли (настоящее имя Мэри Маккей) в романе «Скорбь Сатаны» (1895), темой которого была сделка писателя с дьяволом ради успеха, в итоге так и не принесшая ему признания публики, прямо обвиняла Миллеса в предательстве своего таланта:

«…Я — одна из тех, кто думает, что слава Миллеса-живописца покороблена тем, что он унизился до уровня маленьких бледных мальчиков, выдувающих пузырьки из мыла Pears…»

Миллес пытался защищаться и оправдываться. В частности, Марии Корелли он написал, что продал авторские права на картину, не подумав, чем это закончится, а когда позднее пытался помешать публикации рекламы, то официально уже не имел на это никаких прав, о чем фирма ему любезно напомнила. И Мария Корелли во втором издании своего романа удалила фрагмент текста с обвинениями Миллеса.

Художественная галерея леди Левер в Порт-Санлайт
Художественная галерея леди Левер в Порт-Санлайт

В 1917 году компания A & F Pears была приобретена другой мыловаренной компанией Lever Brothers. В числе прочих активов в результате этой сделки новые владельцы получили и подлинник «Мыльных пузырей» Миллеса. Некоторое время картина выставлялась в Королевской академии в Лондоне, но в 2006 году ее передали в Художественную галерею леди Левер в Порт-Санлайт (пригороде Ливерпуля).

Сэр Уильям Милбурн Джеймс,
Сэр Уильям Милбурн Джеймс,

Больше всех пострадал от этой истории Уильям Милбурн Джеймс. Боевой морской офицер, разведчик, прошедший две мировые войны, руководивший важнейшими военными операциями, в том числе и эвакуацией британских войск из Бретани и Нормандии в 1940 году (операция «Ариэль»), дослужившийся до адмиральского чина и даже представлявший округ Северный Портсмут от партии консерваторов в британском парламенте, всю жизнь носил прозвище «Bubbles» (Пузырьки или Адмирал Пузырек). Интересно, что он думал о своем знаменитом дедушке, когда слышал это якобы дружеское обращение от всех своих знакомых?

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened