nikonova_alina

Category:

ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ (ВОЗНЕСЕНЬЕВ ДЕНЬ)

Борис Кустодиев. Праздник в деревне. 1917
Борис Кустодиев. Праздник в деревне. 1917

Часть 2.

Помимо выпекания лесенок, на Вознесеньев день существовали и другие кулинарные традиции. В некоторых местах, например, в Вологодской губернии пекли не лесенки, а лепешки с творожной начинкой, которые называли «рогушки» или «преснушки». Их края загибались и защипывались в виде ступенек для того, «чтобы Христу легче было подниматься на небеса»:
«...Преснушки пекли. И говорили, что Господь вот по этим по щипенькам полезёт наверх. Защипеньки такие кругом..."

Рогушки из ржаной муки с творогом
Рогушки из ржаной муки с творогом

Кроме того в этот день «Христу на дорожку» пекли и особое печенье или блины из овсяной муки, которые называли «Божья окутка», «онучки» или «Христовы лапотки». Согласно крестьянским поверьям, "Спас — сын Божий, от Воскресенья (Велик-дня) до Вознесенья Русь обходит, а земля-то обширна, а обутка-то лыковая, не ноская, надобна ей перенóва", тем более, что Христу потом предстоит ещё восхождение на небеса.
Поскольку пасхальные праздники продолжались, крестьяне и к Вознесению варили и красили яйца, а также пекли куличи и блины. Иногда их относили на кладбище, на помин души усопших родственников. А иногда с этими припасами молодежь отправлялась в поле. Там они останавливались на своем участке подбрасывали яйцо три раза вверх, разбивали его, затем откусывали кусок от яйца и от блина, а что оставалось зарывали в землю, приговаривая:

Христос, полетишь на небеси,
Возьми нашу рожку за колоски.

Вообще в народе свято верили, что с Велик-дня до Вознесеньева дня открыты двери рая и ада: «отверзаются двери райские, разрешаются узы адские», а грешники, томящиеся в аду, не только не мучаются, но и могут веселиться с праведниками. «С Велик-дня до Вознесенья — всему миру сведенье — и дедам, и внукам, и раю, и мукам», - поэтому Вознесение во многих деревнях считалось поминальным днём.

Кроме того в эти сорок дней запрещалось плевать на улицу и выкидывать туда мусор, потому что был реальный риск "попасть в Христа, приходящего к избам под видом нищего".
Если человек проживал последний год своей жизни и был до этого благочестив и праведен, то ему «... дано от Бога даже видеть, как из разверзшихся небес опускается к главному церковному яблоку лестница. Сходят по ней ангелы и архангелы, и все силы небесные, становятся в два ряда по бокам лестницы и ожидают Христа. Как ударят в колокол к «Достойно», так и поднимается-возносится Спас-Батюшка с грешной, обновленной Его Пресветлым Воскресением земли. Немногим дано видеть все эти чудеса, но есть и такие люди на свете»

Джотто Ди Бондоне. Вознесение Христово
Джотто Ди Бондоне. Вознесение Христово

Кроме кулинарных существовали и другие обряды и обычаи для этого дня. Считалось, что в канун Вознесения, соловьи поют громче и звонче, чем во всё остальное время. В некоторых местах эту ночь даже называли «соловьиной».
И ловцы птиц в этот день никогда не ловили соловьёв, полагая, что в этом случае «целый год спорины не будет».
Считалось также, что утром на Вознесенье земля (Мать-Сыра-Земля) покрывается совершенно особой росой, которая обладает большой целебной силой. Рано утром ее собирали знахари, потому что "если знать такое слово заветное да пошептать его над Вознесенской росою, да выпить болящему дать", то можно вылечить любую болезнь.
Кое-где на Вознесение деревенская молодежь водила особый хоровод, так называемый "колосок". Ритуал «колосовождение» совершался по особому порядку. Рано утром, а точнее с восходом солнца, его участники, одетые в лучшие праздничные наряды, взявшись по двое за руки, шли к околице. Здесь все становились в два ряда, лицом к лицу, и опять-таки брали друг друга за руки. Таким образом получался как бы живой мост. Прямо по этому мосту соединенных рук пускали идти маленькую девочку с венком на голове, украшенным разноцветными лентами с цветочными перевязями. Пара, по рукам которой проходил ребенок, забегала вперёд и опять становилась в очередь. Шествие таким образом доходило до поля, причем все время действа девушки припевали: «Лада, Лада! Ой, Лада! Ой, Лада!», что явно указывает на языческое происхождение этого обряда.

Хоровод. Фрагмент литографии Товарищества И. Д. Сытина . 1900-е гг.
Хоровод. Фрагмент литографии Товарищества И. Д. Сытина . 1900-е гг.

Как правило около Вознесения начинает колосится жито и одновременно прекращается кукование кукушек, отчего в народе говорили: "кукушка подавилась житным колоском" или
"И рада бы весна на Руси вековать вековушкой,
А придёт Вознесеньев день,
прокукует кукушка,
соловьем зальется,
к лету за пазуху уберётся!"
На Вознесение совершался особый и тайный женский, точнее девичий обряд крещения и похорон кукушки, который продолжался от одного до трех дней. Никто посторонний, а особенно мужского полу, не должен был знать место крещения и захоронение кукушки. Кукушку изготовляли из пучка травы "кукушкины слёзки", придавали ей человекообразный вид. Иногда в этой роли выступала просто ветка, букет или цветочный венок, а иногда даже шили специальную тряпичную куклу. "Кукушку"-куклу из тряпок или травы наряжали в девичий наряд.
Крещение кукушки происходило непременно под берёзой. Куклу сажали на ветку или ставили под деревом, покрывали платком и три раза перекрещивали, хотя это было и не обязательным. По сути говоря под крещением кукушки понималась кумление девушек. Они целовались, менялись своими крестиками, бусами, платками, затем ели яйца, а скорлупки развешивали на деревьях и кустах.
Кумление сопровождалась специальными "кумитными" песнями:

Кукушечка,
Кукушечка,
Птичка серая,
Рябушечка,
Кому ты кума,
Кому кумушка?
Красным девушкам
И молодушкам!

Хоронили кукушку или в тот же день сразу после кумления или на следующий, или даже через день. Если кукушку, изготовленную из травы, зарывали в землю, то делали это одна-две избранные девушки в тайном месте. А если кукушку просто оставляли висеть на дереве, то в этом действе участвовали все девушки. После обряда они устраивали совместную еду, пели веселые песни, после чего расходились по домам.
Кукушка в обряде исполняла роль незамужней девушки или вдовы, которую надлежит выдать замуж, поэтому обряд ее крещения и похорон скорее всего является древним славянским женским инициационным обрядом.
В некоторых местностях его осуществляли не на Вознесение на Троицу, а иногда сочетали с ритуалами, направленными на вызывание дождя или на ускорение роста урожая

Кукушка из травы и тряпок
Кукушка из травы и тряпок

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened