nikonova_alina

Categories:

ЭДВАРД ХОППЕР. ОФИС НОЧЬЮ. 1940

Эдвард Хоппер. Офис ночью. 1940
Эдвард Хоппер. Офис ночью. 1940

Часть 3.

Вглядываясь в картину более внимательно, мы начинаем замечать детали и подсказки, оставленные художником, и у нас постепенно вырисовывается целая история, где переплетаются любовная и производственная, а может, даже и криминальная линии.

Итак, офис, изображенный на картине, - совсем небольшой и непрестижный. В маленькую комнатку смогли втиснуть только самое необходимое, без чего невозможно работать. У мужчины совсем небольшой письменный стол, а у его помощницы еще меньший, на котором помещается только пишущая машинка. Скорее всего, это не одно из многих помещений какой-то большой фирмы, а единственная комната, где работают всего двое – владелец бизнеса и его секретарша. Но, с другой стороны, комната угловая, и в небольшой организации это может быть самый престижный кабинет, где располагается ее владелец или начальник.

И сразу же встает вопрос, чем занимается фирма. Конечно, они могут чем-то торговать или предоставлять бухгалтерские услуги, но, вполне возможно, что это все же офис частного детектива или не очень дорогого адвоката. Тем более, что именно эти профессии в большей степени предполагают ненормированный рабочий день и сверхурочную работу. Один из критиков описывал картину так:

«…Хотя комната ярко освещена, мы чувствуем, что происходит что-то странное. Помимо отношений между этими двумя персонажами, тревожное настроение возникает из-за того обстоятельства, что они, очевидно, перебирают конфиденциальный материал в этот поздний час в поисках некоего документа.... Сконцентрированность мужчины говорит о том, что этот вопрос для него критически важен — он не потрудился снять пиджак несмотря на то, что достаточно тепло (все окна открыты) — и он, кажется, не заметил ветра, смахнувшего лист бумаги на пол…»

А другой заметил:

«…В этой картине Хоппер предлагает больше подсказок о происходящем, чем он обычно делает. Слева от стола лежит лист бумаги, который только что увидела женщина. Можно предположить, что, когда эта чувственная девушка потянется к листу, ее действия привлекут мужчину. На задней стене Хоппер выделил часть стены, освещенную искусственным светом, который, в свою очередь, выделяет пространство, где мужчина и женщина будут взаимодействовать друг с другом…»

Итак, ситуацию можно объяснить следующим образом: 

Девушка-секретарь Ширли давно влюблена в своего шефа, но он настолько увлечён работой, что не замечает ее, а лишь отдает должное ее компетентности и прочим деловым качествам (ситуация прямо как у Перри Мейсона и Деллы Стрит). Она пользуется любым случаем, чтобы остаться с ним наедине, особенно вечером, когда в здании больше никого не будет, и поэтому никогда не отказывается задержаться после работы. Вот и в этот раз она, зная, что ей предстоит сверхурочная работа, сходила в парикмахерскую, надела самое красивое платье, которое выгодно подчеркивает ее формы и, последний штрих, - купила новую яркую помаду. 

А ее шеф страстно увлечен новым делом. Он, наконец, получил письмо, в котором есть какие-то необходимые сведения, которые позволят ему выиграть судебный процесс/ раскрыть преступление/ обойти конкурента по бизнесу. Он напряженно и лихорадочно вчитывается в строки документа, и мы пока не видим выражения облегчения на его лице, его работа явно еще не закончена. Заметит ли он, наконец, свою очаровательную помощницу, когда она наклонится возле его стола, чтобы поднять упавший лист бумаги? Или нет? Интрига остается до конца нераскрытой.

Как и на многих других своих картинах, Хоппер демонстрирует движение воздуха с помощью развевающихся занавесок. В данном случае качающееся кольцо шторки, возможно, свидетельствует о порыве ветра от проходящего поезда, в котором едет наблюдатель. Блик на стене также кажется бликом от окна вагона метро.

Эдгар Дега. Хлопковая контора в Новом Орлеане. 1873
Эдгар Дега. Хлопковая контора в Новом Орлеане. 1873

Общая композиция картины буквально втиснута в достаточно узкое пространство между окном и дверью, что по мнению некоторых исследователей, также как и кресло, однозначно указывает на «Хлопковую контору в Новом Орлеане» Дега как источник творческого вдохновения художника.

Эдгар Дега. Обида. 1870
Эдгар Дега. Обида. 1870

Психологическая подоплека, согласно тому же мнению, была заимствована Хоппером также у Дега, в его картине «Обида», где героиня тщетно пытается привлечь к себе внимание мужчины, который с головой ушел в чтение.

Провенанс «Офиса ночью» несколько запутан самим Хоппером и его супругой. Известно, что картина оставалась в собственности худодника в течение нескольких лет, в 1945 году он показал ее на выставке, посвященной 75-летию Клуба Салмагунди, на которую был приглашен. Там картина получила приз в 1000 долларов. 

Эдвард Хоппер. Автопортрет. 1930
Эдвард Хоппер. Автопортрет. 1930

В дневнике Хопперов есть заметка, в которой говорится, что картина была продана весной 1948 года в Институт искусств Батлера в Янгстауне (штат Огайо), и оплачена 27 июля 1949 года.  Однако эта запись позднее была вычеркнута, а вместо этого вписан текст, согласно которому «Офис ночью» был продан Центру искусств Уокера в Миннеаполисе за ту же сумму в 1500 $ и в ту же дату 27 июня 1949 года.

Как бы там ни было, сейчас картина находится именно в Центре искусств Уокера в Миннеаполисе.

Центр искусств Уокера в Миннеаполисе
Центр искусств Уокера в Миннеаполисе

Предыдущие посты:

Часть 1:

Часть 2:

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened