Category:

САНДРО БОТТИЧЕЛЛИ. ПОРТРЕТ ЮНОШИ С МЕДАЛЬЮ. ОК.1474-75

Сандро Боттичелли. Портрет мужчины с медалью. Ок.1474-75
Сандро Боттичелли. Портрет мужчины с медалью. Ок.1474-75

Часть 2. Версия Медичи

А теперь о том, кто же мог быть изображен на портрете. Картина появилась в поле зрения искусствоведов в 1666 году, когда попала в галерею Уффици после смерти кардинала Карла Медичи. А вот откуда её взял кардинал, так никто до сих пор и не выяснил. Вполне вероятно, что она с момента ее создания так и хранилась в семье Медичи.
Понятно, что медаль с портретом Козимо Старшего, столь оригинально включенная в картину, однозначно указывает на наличие какой-то связи между моделью художника и Медичи.
И первая мысль, которая приходит в голову, что на портрете изображен один из членов этого рода. Но кто именно из этого весьма многочисленного семейства?
Искусствоведы называли Джованни ди Козимо де Медичи, его предполагаемого внебрачного сына Бертольдо ди Джованни, а также представителей побочной линии рода, сыновей Пьерфранческо Старшего де Медичи (кузена Лоренцо Великолепного) Лоренцо ди Пьерфранческо де Медичи (Il Popolano) или его брата Джованни ди Пьерфранческо де Медичи (также носившего прозвище Il Popolano (Простолюдин)).

Мино де Фьезоле. Бюст  Джованни ди Козимо де Медичи
Мино де Фьезоле. Бюст Джованни ди Козимо де Медичи
Сандро Боттичелли. Портрет Лоренцо ди Пьерфранческо де Медичи ( Il Popolano)
Сандро Боттичелли. Портрет Лоренцо ди Пьерфранческо де Медичи ( Il Popolano)
Фра Филиппо Липпи. Джованни ди Пьерфранческо де Медичи  (Il Popolano)
Фра Филиппо Липпи. Джованни ди Пьерфранческо де Медичи (Il Popolano)

Однако все эти кандидатуры представляются мне не очень убедительными. У Джованни ди Козимо и Лоренцо де Пьерфранческо явно недостает портретного сходства с моделью портрета неизвестного. К тому же Джованни ди Козимо умер в 1465 году, за десять лет до написания портрета. Надо полагать, что если Боттичелли заказали бы его посмертный портрет, то он вряд ли изобразил бы модель молодым человеком (на момент смерти Джованни ли Козимо было 42 года). Лоренцо ди Пьерфранческо же родился в 1463 году, и на момент написания портрета ему было чуть больше десяти лет.
Джованни ди Пьерфранческо может показаться более перспективной кандидатурой с точки зрения внешности, но в период создания портрета он, родившийся в 1467 году, был ещё моложе брата.
В 1982 году в поле зрения искусствоведов попал так называемый "Портрет юноши с медальоном" очень похожий по стилю и композиции на "Портрет мужчины с медалью". Медальон с изображением святого в этой работе также вставной, но он не вылеплен из гипса, а вырезан из какой-то более ранней картины, возможно принадлежавшей кисти Бартоломео Булгарини. Портрет, датированный началом 1480-х годов, традиционно приписывается Боттичелли, а моделью художника считается как раз Лоренцо ди Пьерфранческо или его брат Джованни. Если сравнить этот портрет с портретом неизвестного с медалью Козимо Старшего, то станет очевидно, что здесь герой значительно моложе, да и тип волос у него совершенно другой.

Сандро Боттичелли (?). Портрет юноши с медалью. Ок.1480 г.
Сандро Боттичелли (?). Портрет юноши с медалью. Ок.1480 г.

Что же касается Бертольдо ди Джованни, якобы внебрачного сына Джованни ди Козимо, то мне не удалось найти о нем никакой информации. По сведениям из Википедии у Джованни ди Козимо был единственный законный сын, Козимино, который умер в 1459 году в возрасте восьми лет, и двое незаконнорождённых детей, Франческо и Джованни, которые умерли в младенчестве. Единственный Бертольдо ди Джованни, о ком есть какая-то информация, - ровесник самого Джованни ди Козимо, скульптор, работавший с Донателло, и ставший впоследствии учителем Микеланджело.
В 1900 году историк искусства Джордж Нобл Планкетт в довольно красочных выражениях предположил, что это мог быть Пьеро II ди Лоренцо де Медичи (Пьетро Глупый или Невезучий):
"...С болью понимаешь, что это тот Пьеро, который своим предательством Флоренции оставил неизгладимое пятно на семье Медичи. Маленькие алчные глазки, неблагородный нос, рот, похожий на пасть животного, в форме которого ясно читается его эгоизм, и то, как он держит медаль основателя своего Дома, как если бы это был его собственный почетный знак..."

Аньоло Бронзино. Пьеро II ди Лоренцо де Медичи (Пьетро Глупый)
Аньоло Бронзино. Пьеро II ди Лоренцо де Медичи (Пьетро Глупый)

С Пьетро Глупым проблема та же, что и с Лоренцо или с Джованни ди Пьерфранческо. Родившись в 1472 году, он был слишком мал на момент написания портрета (всего 2-3 года). С учётом того, что датировка портрета по мнению современных исследователей однозначно укладывается в период между 1470 и 1477 годами, весьма маловероятно, чтобы моделью художника был человек, родившийся в 1472 году. Да и портретного сходства у Пьетро Глупого и неизвестного с медалью явно маловато, особенно в нижней части лица.
И, наконец, мнение одного из моих читателей:
"Это, скорее всего, Джуллиано Медичи, брат Лоренцо, убитый в 1478 году. Медаль с портретом Козимо Старшим так прижимать к сердцу мог только член семьи. А гипсовый слепок сделан именно с существующей медали".

Сандро Боттичелли. Портрет Джулиано Медичи. Ок.1478
Сандро Боттичелли. Портрет Джулиано Медичи. Ок.1478
Андреа Вероккьо. Бюст Джулиано Медичи. 1475-78
Андреа Вероккьо. Бюст Джулиано Медичи. 1475-78

Вообще, это одна из самых популярных версий. По возрасту Джулиано подходит идеально. Но любопытно, что известный портрет Джулиано работы Боттичелли не очень похож на его же портрет неизвестного с медалью, а вот в чертах лица у портрета неизвестного и бюста Джулиано работы Вероккьо нечто общее все же есть.
Но меня смущает во-первых форма носа, более острого, длинного и даже крючковатого у Джулиано, во-вторых, скулы, более ярко и зарактерно выраженные у неизвестного, а также его цвет глаз. У неизвестного они светло-серые, а вот у Джулиано - темные, скорее всего карие.

Продолжение следует...

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic