nikonova_alina

Category:

ХАНС МЕМЛИНГ. ПОРТРЕТ МУЖЧИНЫ С РИМСКОЙ МОНЕТОЙ. 1470-80-е гг.

Ханс Мемлинг. Портрет мужчины с римской монетой. До 1480
Ханс Мемлинг. Портрет мужчины с римской монетой. До 1480

Часть 1.

Этот пост - на самом деле продолжение темы "Портрета юноши с медалью Козимо Старшего", хотя по справедливости, именно с разбора картины Ханса Мемлинга и надо было начинать разговор о работе Боттичелли, поскольку в настоящее время считается, что идея написать камерный портрет человека на фоне природы первой пришла в голову именно Мемлингу.
Конечно, история искусства - это не история науки или техники, где так важно определить и зафиксировать, кто первым совершил то или иное открытие или изобретение. Невозможно представить, например, чтобы, скажем Василий Кандинский судился со шведкой Хильмой аф Клинт за приоритет на изобретение абстракционизма (а она бы точно выиграла такой процесс), или чтобы драматург Поль Бийо притащил в парижский суд свою картину «Ночная драка негров в подвале» (1882) и потребовал  компенсации за плагиат у Казимира Малевича.

Но тем не менее исследователи уже давно и ожесточенно спорят на тему, кто же первым придумал нарисовать трехчетвертной погрудный портрет мужчины с круглым объектом в руках на фоне пейзажа, Боттичелли или все же Мемлинг. Вообще, Мемлинг и Боттичелли были представителями одного художественного поколения (фламандец старше итальянца всего на десять лет), их очень часто сравнивали, а Мемлинга даже называли Боттичелли Северного Возрождения. Но вот первенство в изобретении новой художественной портретной формы в настоящее время исследователи склонны отдать все же Мемлингу, а не его итальянскому коллеге.

Хотя умозрительные доводы (типа «мне кажется») доказательствами признавать  вряд ли возможно, а основываться на датировках портретов не представляется возможным, слишком уж они расплывчатые. Портрет работы Боттичелли сейчас принято относить к 1474-75 годам, но в ходу также и более широкая датировка 1470-78, очевидно привязанная к дате смерти Джулиано Медичи, одного из претендентов на роли модели портрета. Портрет Мемлинга чаще всего датируют очень условно «до 1480 года», но иногда  указывают и более конкретные даты - 1472-74. Скорее всего приоритет одного или другого художника в отношении новаторской портретной формы доказать так и не удастся. Есть такая французская пословица — «мысли умных голов совпадают», и это, вероятно, как раз такой случай. Идея камерного портрета, когда душевное состояние модели передается через пейзаж, в эпоху Раннего Ренессанса с его культом человека, в начале 1470-х годов уже явно носилась в воздухе. И при этом с фламандским портретом  связано не меньше тайн и загадок, чем с портретом неизвестного работы Боттичелли. 

Итак, на картине Ханса Мемлинга изображен мужчина средних лет (на мой взгляд ему 30-40, хотя в принципе, он может оказаться и младше), который, развернувшись в пол-оборота, смотрит на зрителя. На модели модные на тот момент черные плащ и шляпа, довольно элегантные, в руке он держит древнеримскую монету с изображением императора Нерона. Традиционно эта деталь считается прямой демонстрацией интереса героя к гуманизму. Важной частью картины считается пейзаж с озером, на фоне которого художник помещает изображение портретируемого. Предполагается, что строения на холмах в центре правого края картины указывают на то, что это Антверпен.

Продолжение следует...

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened