nikonova_alina

Category:

ХАНС МЕМЛИНГ. ПОРТРЕТ НЕИЗВЕСТНОГО МУЖЧИНЫ С РИМСКОЙ МОНЕТОЙ. До 1480 г.

Ханс Мемлинг. Портрет неизвестного мужчины с римской монетой. До 1480 г.
Ханс Мемлинг. Портрет неизвестного мужчины с римской монетой. До 1480 г.

Часть 2.

В этой работе Мемлинг использует достаточно скупые художественные средства, но достигает с их помощью весьма впечатляющих результатов. Лицо мужчины выделено очень энергично, при этом художнику удается блестяще передать не только портретное сходство, но и характер и даже образ мыслей своего героя, человека, без сомнения, очень неординарного, умного и глубокого. В художник нисколько не льстит своему герою, максимально достоверно изображая его подлинные черты — крупный нос, тонкие бледные губы, карие глаза, которые смотрят на зрителя внимательно и оценивающе.

Картина отличается исключительной тщательностью и качеством в проработке деталей и передаче фактуры разнообразных материалов. Необыкновенно достоверно изображены тонкие вьющиеся волосы героя, складки воротника его нижней рубашки, узел на шнурке, стягивающем горловину верхней одежды (вероятно, плаща, пальто или дублета), бронзовая монета в его руке.
Мемлинг использует два значительных цветовых акцента - черный головной убор и одежда модели, которые придают изображению особую выразительность, как бы противопоставляя человека и пейзаж за его спиной. При этом идиллический пейзаж с постройками на холмах, пышной растительностью, лебедями и всадником с одной стороны вроде бы не соответствует сдержанному и даже суровому образу мужчины, но при этом создаёт для зрителя спокойный и гармоничный настрой, подталкивая его к совершенно определенному восприятию героя портрета как человека, обладающего таким же гармонично организованным внутренним миром.
Бронзовая монета помимо содержательного смысла имеет ещё и чисто художественное значение, являясь цветовым акцентом, который объединяет и гармонизирует общее колористическое решение произведения.

Панорамный вид на заднем плане создает контраст между крупным и более близким изображением лица модели и пейзажным фоном, создавая сильный пространственный эффект. Более того, Мемлинг дополнительно усиливает это впечатление, изобразив  руку мужчины в правом нижнем углу, так, будто между героем портрета и фоном наличествует свободное пространство. Таким образом ему удалось передать впечатление глубины композиции.
Линия горизонта  разделила картину точно посередине.  При этом  голова модели оказалась изображена на фоне практически однотонного голубого неба (легкие белоснежные облачка служат как бы ее обрамлением), а строгая черная одежда размещена на фоне тщательно проработанного ландшафта, что создает удачно сбалансированную композицию.

Известно, что иногда в некоторых других портретах, например, в  «Диптихе Маартена ван Ньивенховена»  Мемлинг продолжал фрагменты изображения на раму, создавая, таким образом эффект обманки (trompe l'oeil). Рама портрета неизвестного с монетой утрачена, но весьма вероятно, что изображение первоначально продолжалось на раме и в данном случае.

Ханс Мемлинг. Диптих Мартина ван Ньивенховена
Ханс Мемлинг. Диптих Мартина ван Ньивенховена


Конечно, сегодня уже невозможно узнать, как и почему Мемлингу пришла в голову идея написать этот портрет не на привычном нейтральном темном фоне, как он, его учитель Рогир Ван Дер Вейден и все их предшественники делали это прежде, а использовать в качестве фона пейзаж, который до того момента использовался лишь в композициях на религиозные темы.
Но судя по всему Мемлинг вообще обладал незаурядной смелостью первооткрывателя. Ведь помимо введения пейзажа в портрет он, например, ещё и написал первый в истории нидерландского (а может, и вообще европейского искусства) отдельный натюрморт.

Ханс Мемлинг. Цветы в кувшине. Ок.1485
Ханс Мемлинг. Цветы в кувшине. Ок.1485

Продолжение следует...

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened