ХАНС МЕМЛИНГ. ПОРТРЕТ НЕИЗВЕСТНОГО МУЖЧИНЫ С РИМСКОЙ МОНЕТОЙ. До 1480 г.
Часть 3.
Итак, мужчина, изображенный на портрете благодаря мастерству Ханса Мемлинга представляется человеком настолько интересным и неординарным, что было бы даже странно, если бы исследователи не попытались установить его личность. Четкие черты лица, крупный аристократических очертаний нос, темные вьющиеся волосы, карие глаза определяют его как южанина, скорее всего уроженца юга Франции или Италии. Глубокий проницательный взгляд умного человека, тонкие холеные пальцы с тщательно обработанными ногтями указывают на то, что этот человек в своей жизни больше занимался интеллектуальным трудом либо утонченным искусством.
Современные искусствоведы склоняются к мысли, что это был один из тех итальянцев, которые проживали в то время в Антверпене и Брюгге. Основных кандидатур три: Бернардо Бембо, Никколо ди Форзоре Спинелли и Джованни ди Кандида.
Начнем с Бернардо Бембо. Обычно утверждается, что он был уроженцем Флоренции, однако по происхождению принадлежал к знатному венецианскому патрицианскому роду (впрочем, почему бы ему и не родиться во Флоренции, если его родители-венецианцы по какой-то причине оказались там на момент его рождения). Он получил очень хорошее образование, в том числе учился и в Падуанском университете, и уже с юности начал собирать древности: рукописи, монеты и т.п. Его коллекция монет считалась одной из самых внушительных для его времени.
По заданию Венецианской республики он выполнял многие важные дипломатические поручения. Например, в 1468 году он был направлен послом к королю Кастилии, и помимо решения собственно политических вопросов смог организовать ряд выгодных для Венецианской республики коммерческих концессий. В Бургундии он находился в 1471-74 гг., будучи послом при дворе Карла Смелого и выполняя важные политические задания . Нопример, при активном посредничестве Бембо был создан антитурецкий альянс между герцогом Бургундским и Венецианской республикой.
Бембо был натурой влюбчивой и страстной и, к тому же, глубоко порядочным человеком. Своего внебрачного сына Бартоломмео, родившегося еще до его вступления в первый брак, он воспитал вместе с родными детьми Пьетро ( в будущем знаменитым кардиналом, ученым и гуманистом), Антонией и Карло. Он был два раза женат (и оба раза по страстной любви), а его великой платонической любовью была юная Джиневра Бенчи, чей портрет он заказал у самого Леонардо да Винчи.
Итак, доводы в пользу кандидатуры Бернардо Бембо.
1. У Бернардо Бембо действительно была обширная коллекция античных монет, одну из которых (самую любимую или самую ценную) он мог демонстрировать на портрете;
2. В качестве своей эмблемы Бембо часто использовал изображения пальмы и лавровых листьев, чем может объясняться присутствие пальмы на предполагаемом пейзаже в окрестностях Антверпена;
3. Портрет неизвестного с монетой Мемлинга имеет много сходных черт с портретом юного Пьетро Бембо работы Рафаэля: овал лица, форма носа, цвет и разрез глаз.
4. Бернардо Бембо родился в 1433 году, так что на момент создания портрета в середине 1470-х гг. ему как раз и было между 30 и 40 годами;
5. Бернардо Бембо был человеком неординарным: интеллектуал, умный и опытный политик и дипломат, причем не лишенный практической хватки. Это вполне соответствует образу, представленному на портрете Мемлинга;
6. И, наконец, есть документально подтвержденный факт присутствия Бернардо Бембо в Бургундии при дворе Карла Смелого в середине 1470-х годов.
7. Это, конечно, не совсем довод, но все же. В Википедии биографическую статью о Бернардо Бембо иллюстрирует как раз портрет неизвестного с римской монетой.
Но тем не менее, рассмотрим два других варианта идентификации личности. Мог ли неизвестный быть Никколо ди Форзоре Спинелли (он же Никколо Фьорентино), флорентийским медальером, работавшим при бургундском дворе на рубеже 1470-80-х гг.? Итак,
1. Никколо Фьорентино родился в 1430 году, так что возраст подходит;
2. Он работал в Бургундии в указанный отрезок времени и вероятно был знаком с Мемлингом;
3. Монета в его руке может указывать на род его занятий.
4. Никколо Фьорентино предположительно умер в Лионе, и именно там и был обнаружен «Портрет неизвестного с римской медалью» в 19 веке.
Но это все доводы «за». Альтернативные изображения Никколо Фьорентино неизвестны, так что сравнивать портрет не с чем. Но главное, руки неизвестного с монетой, изнеженные и ухоженные, явно не похожи на руки художника и ремесленника, постоянно имеющего дело с глиной, металлом, кислотой, огнем и прочими агрессивными материалами и средой.
Кстати, Никколо Фьорентино предлагали и в качестве модели для портрета неизвестного с медалью Козимо Старшего Боттичелли, и также эта кандидатура была признана одной из наименее вероятных.
И, наконец, третий претендент: Джованни ди Кандида, он же Джованни ди Сальваторе Филанджери, дипломат, историк, священнослужитель и медальер-любитель.
Джованни ди Кандида происходил из знатной неаполитанской семьи и благодаря родственникам имел хорошие связи в политических кругах Италии. Начал он свою карьеру при дворе Неаполитанских королей, выполняя их дипломатические поручения, а затем, в середине 1460-х годов, переехал в Бургундию, где позднее (в 1472 году) стал секретарем Карла Смелого.
С начала 1470-х годов Джованни ди Кандида работал и как медалист, выполнив, в том числе, портреты Карла Смелого, эрцгерцога Максимилиана и Марии Бургундской. Медальерное дело было для него хобби, где и у кого он учился, точно неизвестно. Хотя предполагается, что заниматься этим он начал еще в ранней юности, и что его наставником был римский медальер, известный под прозвищем Лисипп.
Итак, доводы за:
1. Возраст от 25 до 35 лет вполне укладывается в установленные хронологические рамки (Джованни ди Кандида родился в 1445 году);
2. Присутствие его в Бургундии однозначно доказано, знакомство с Мемлингом вполне вероятно;
3. Однозначный интерес к медальерному делу, проявившийся в том числе и в его собственных вполне профессиональных произведениях.
Вообще, в случае с Джованни ди Кандида сказать, что его портретов совершенно не осталось, нельзя, поскольку существует медаль с его изображением, выполненная его предполагаемым наставником Лисиппом. К сожалению, найти ее мне не удалось, так что вопрос сходства Джованни ди Кандида с портретом неизвестного остается открытым.
Теперь о монете. Конечно, она может указывать на интерес или связь героя с медальерным делом, но на мой взгляд никакой добрый христианин, а тем более духовное лицо в 15 веке, будучи в здравом уме, не стал бы ваять портрет Нерона, первого организатора государственных гонений на христиан и казней апостолов Петра и Павла. Так что монета, скорее всего, все же указывает на коллекцию, которой гордится герой портрета.
Но есть еще один очевидный момент, который серьезно ставит под сомнение персону Джованни ди Кандида. Он был священнослужителем (точно не знаю, священником или монахом), а, стало быть, должен был носить рясу и выбритую тонзуру. А у нас герой в светском наряде, а его кудри прикрыты модным головным убором. Так что пока не будет доказано, что Джованни ди Кандида принял сан уже после того, как был создан его портрет, то он как модель полностью отпадает.
Итак, скорее всего, на портрете все же изображен Бернардо Бембо, человек достойный во всех отношениях, писать портрет которого для художника, вероятно было непростой, но очень интересной задачей.