ПРИКЛЮЧЕНИЯ САЛЬВАДОРА РОЗЫ
Часть 6. Восстание Мазаньелло
Во Флоренции Сальватор Роза жил до 1647 или до 1649 года. Такой разрыв в биографии объясняется тем, что документально подтвержденной информации о том, что художник делал в эти два года, исследователями пока не найдено. В 1647 году он ещё был во Флоренции, а в 1649 году снова объявился в Риме. Скорее всего, он так и жил спокойно в Тоскане до своего отъезда в итальянскую столицу, но все же некоторые его биографы уверены, что тут все не так просто.
Дело в том, что в 1647 году в Неаполе вспыхнуло восстание против власти испанцев, которые терзали местное население непомерными налогами и прочими несправедливостями.
Началось все 7 июля, когда на базарной площади торговцы фруктами отказались платить наложенную на них пошлину. Один из участников конфликта, молодой рыбак Томмазо Аньелло или Мазаньелло, вмешался в разборку и убил одного из чиновников. Это воодушевило толпу, которая с криками «долой пошлину» направилась к таможням, разрушила их и опустошила, затем открыла тюрьмы и навела ужас на испанцев, которые во главе с вице-королем, поспешно бежали из города.
С этого все и началось. И есть версия, что узнав о том, что творится в его родном городе, Сальватор Роза тайно покинул Флоренцию и приехал в Неаполь, чтобы присоединиться к восставшим. Его бунтарской натуре без сомнения импонировала эта стихийная народная борьба за справедливость.
В качестве доказательства искусствоведы ссылаются на сатиру Сальватора Розы "Война", которая, как они полагают, напрямую связана с трагическими событиями неаполитанского восстания, которое было описано в исключительно сочувственных тонах по отношению к восставшим.
Народ Неаполя провозгласил Мазаньелло начальником город, и он немедленно издал указ, гласивший, что «всякий, кто не поступит в течение суток в ряды восставших, будет казнён».
Каждый день Мазаньелло в костюме рыбака восседал под балдахином на площади, творя справедливый суд, и его приговоры немедленно приводились в исполнение. Когда около трехсот бандитов напали на приверженцев Мазаньелло, желая разграбить город, отважный рыбак отразил их нападение, храбро сражаясь впереди своих товарищей, и этим окончательно утвердил свой стату идола толпы.
Конечно, Мазаньелло, человек простой и необразованный, вознесенный на вершину политической власти волей слепого случая, никак не был способен просчитать последствия своих поступков. Он был чужд честолюбия и лукавства, и потому двум опытным священникам, кардиналу Филомарино и легисту Дженовино удалось убедить Мазаньелло капитулировать на следующих условиях: народ получает равные с дворянством политические права и сохраняет оружие до подтверждения договора испанским королём; налоги, установленные после короля Карла V, отменяются; восставшим даруется амнистия. В сопровождении громадной толпы Мазаньелло отправился в собор, где вице-король поклялся свято соблюдать договор. После присяги Мазаньелло заявил, что его миссия окончена, разодрал свои роскошные одежды и пешком отправился в свою убогую хижину.
С этого дня у Мазаньелло проявились признаки безумия, но народ продолжал слепо ему повиноваться и исполнять все приказания, которые становились все более и более диким. Эти странности вожака неаполитанцев без труда помогли испанцам восстановить против него толпу. В итоге 16 июля Мазаньелло убили, его голову посадили на пику, а тело бросили в грязь. На другой день народ раскаялся, отыскал труп своего бывшего вождя и устроил ему торжественные похороны: его тело в сопровождении 550 священников и 80-тысячной толпы народа было перевезено в церковь, где его похоронили. Испанские власти всевозможными посылками убедили народ сложить оружие, а затем город обстреляли из пушек и разграбили.
Трудно сказать, участвовал ли Сальватор Роза в этих событиях. Судя по его характеру и убеждениям, для него это было вполне возможным. Но с другой стороны, как это всегда бывало, восстание закончилось многочисленными казнями и репрессиями, а вот у Розы никаких проблем не было. Он написал поэтическую сатиру "Война", продолжал писать свои романтические пейзажи, гавани, битвы, шабаши и композиции на мифологические темы, и, наконец, спокойно собрался и переехал в Рим.
В некоторых его картинах, которые датируются второй половиной 1640-х годов действительно можно усмотреть определеные мотивы, связанные с восстанием, но это лишь косвенные намеки.
Продолжение следует...
P.S. История мятежа Мазаньелло получила широкую известность в России пушкинского времени благодаря успеху оперы Даниэля Обера «Немая из Портичи» (1828). Евгений Баратынский написал не без иронии по этому поводу:
Неаполь возмутил рыбарь,
И, власть прияв, как мудрый царь,
Двенадцать дней он градом правил;
Но что же? — непривычный ум,
Устав от венценосных дум,
Его в тринадцатый оставил!