БЕЗУМИЕ ФРЭНКА МАЙЛЗА
Часть 4.
Богемная жизнь не прошла для Фрэнка Майлза даром, он подцепил сифилис (что совсем не удивительно для того времени), а его последствием стал прогрессивный паралич. Эта болезнь, причиной которой является сифилитическое поражение оболочек мозга, проявляется на первых стадиях помимо чисто соматических проблем вроде повышенной утомляемости и сонливости утратой этических норм поведения, такта, стыдливости, заботы о семье, снижением критики к своему поведению, исчезновением чуткости к близким, расточительностью, неряшливостью, неуместным употреблением непристойных выражений. Вообще-то этот перечень симптомов может быть присущ практически любому творческому человеку, и если у Майлза все же выявили болезнь, то вести он себя должен был совершенно неадекватно.
27 декабря 1887 года Фрэнк Майлз был помещен в клинику Брислингтон недалеко от Бристоля. Там он провел ещё четыре года, пока 15 июля 1891 года не умер от пневмонии и общего истощения. Все его огромное наследство, доставшееся ему после смерти отца в 1883 году, и собственные гонорары, полученные в период его активной художественной работы, были потрачены на лечение и обслуживание в клинике. После его смерти от его состояния осталось всего 20 фунтов стерлингов.
Фрэнк Майлз был похоронен в Алмондсбери , недалеко от Бристоля.
Майлз на самом деле был очень неплохим художником. Возможно образам его героинь (а он в основном писал женщин) не хватало глубины и психологизма, но зато он тонко чувствовал настроение своих моделец и был прекрасным колористом. Он блестяще работал в технике пастели, очень сложной и капризной.
В общем, скорее всего имя Фрэнка Майлза так и осталось бы на периферии истории искусства, связанное более с персоной его знаменитого друга Оскара Уайльда, нежели с его собственными художественными достижениями, но совершенно неожиданно он попал в поле зрения рипперологов (то есть исследователей, и профессионалов, и любителей, которые занимаются Джеком Потрошителем - Jack the ripper).
В конечном итоге вся деятельность рипперологов направлена к одной цели - к установлению подлинного имени (единственного и железно доказанного) самого известного в мировой истории серийного убийцы. Надо полагать, что на Майлза они обратили внимание в силу его подтверждённого психиатрического диагноза.
Почему-то многие из тех, кто занимается Джеком Потрошителем не хотят верить, что преступником мог быть полумаргинальный обитатель лондонского Вест-Энда, простой работяга (возможно, эмигрант) с садистскими наклонностями и ненавистью к женщинам (именно к женщинам, а не к проституткам, поскольку последние исследования личностей пяти канонических жертв Джека Потрошителя показали, что трое из них однозначно имели на момент убийства только одного постоянного партнёра и никогда не торговали своим телом). Преступник прекрасно ориентировался в лабиринтах Уайтчепела, и, вероятнее всего, там же жил и сам.
Майлз же с его великосветским кругом общения, скорее всего вообще никогда не бывал в тех краях, и вряд ли мог бы ловко ускользать от полицейский патрулей и любопытных прохожих.
Как я уже упоминала, писал он, в основном, женские портреты. Его девушки прелестны, очаловательны, возвышенны, он относится к своим моделям с уважением и восхищением. Никакой агрессии или неприязни по отношению к женщинам по работам Майлза выявить нельзя.
Более того, как доказывают американские профайлеры, психика маньяка-убийцы начинает формироваться с раннего детства, и почти обязательными факторами для этого является испытанное в детстве насилие, жестокие родители и вообще в целом нездоровое окружение. Фрэнк Майлз был обожаемым младшим сыном в глубоко интеллигентной и состоятельной семье. Судя по его биографии ему разрешали абсолютно все и всегда и во всем поддерживали. Единственный конфликт, касавшийся его отношений с Уайльдом, был благополучно разрешен и забыт, тем более, что после этого Майлз получил очень приличное наследство после смерти отца, и его никто даже не собирался вычёркивать из завещания. Так что чисто психологически на роль маньяка Фрэнк Майлз совершенно не тянет.
Конечно, самым убойным доводом против участия художника в этих убийствах является неоспоримый факт его нахождения в психиатрической больнице в 190 милях от Лондона во время основной серии убийств (1888 г.) Однако, частная клиника это все же не тюрьма, и для состоятельного и привилегированного пациента могли сделать и некоторые поблажки (за отдельную плату), так что в Лондон Майлз в принципе наведываться мог (если, конечно, был в адекватном состоянии).
Но ещё раз повторю, что к женщинам он всегда относился вполне лояльно.
Рипперологов более всего занимала (и занимает в настоящее время) личность Мэри Джейн Келли, последней из канонических жертв Потрошителя. Дело в том, что биографии четырех предыдущих женщин, убитых в Уайтчепеле оказались прекрасно задокументированны (даже шведской проститутки Элизабет Страйд). О них удалось узнать практически все с момента их рождения, причем с документальными подтверждениями. Но Мэри Джейн Келли как будто материализовалась в Лондоне из ниоткуда прямо в 1888 году. Из этого был сделан вполне обоснованный вывод, что жила эта девушка под чужим именем и была совсем не той, за кого себя выдавала.
По некоторым деталям можно предположить, что Мэри Джейн Келли происходила из семьи владельца или управляющего шахтами (либо иным промышленным производством, связанной с добычей угля), родом она была из Лимерика (Ирландия), но выросла в Уэльсе, получила неплохое образование (она умела хорошо петь и рисовать, знала французский язык), а потом, вероятно, сбежала из дома по каким-то причинам романтического свойства. Взлететь наверх как Лили Лэнгтри у нее не получилось, к тому же жизненные невзгоды подтолкнули её к злоупотреблению алкоголем.
Есть среди рипперологов и те, кто пытается найти в преступлениях Джека Потрошителя некий конспирологический смысл. Одна из таких теорий заключается в том, что целью преступника была именно Мэри Джейн Келли. Девушка была молода и по рассказам знакомых недурна собой, а потому могла привлечь внимание Альберта Виктора (Эдди) герцога Кларенса, старшего сына принца Уэльского (любовника Лили Лэнгтри). По слухам, он иногда совершал вылазки в лондонские трущобы вместе со своим приятелем Джеймсом Кеннетом Стивеном.
Якобы для того, чтобы скрыть позорную связь потенциального наследника британского престола с девушкой "с пониженной социальной ответственностью" (а более мелодраматический вариант теории предполагал, что Мэри Джейн Келли ещё и забеременела от принца) из Уайтчепела, принц то ли сам решил убить ее и всех ее подруг, которые знали об этой истории, то ли в убийствах участвовали его доверенные лица. В качестве киллеров называли королевского врача доктора Галла и друга Эдди Джеймса Кеннета Стивена. Но в эту компанию ликвидаторов вполне мог вписаться и Фрэнк Майлз, который имел некоторые дружеские связи в королевской семье.
Конечно, Майлз мало подходит на роль киллера, да и рядом с жертвами несколько свидетелей видели невысокого плотного темноволосого мужчину рабочего вида, а вовсе не высокого светловолосого джентльмена. Но тем не менее, однозначных доказательств того, что Фрэнк Майлз не убивал проституток в Уайтчепеле нет, так же как нет и прямых доказательств того, что он это делал. И пока вопрос остаётся открытым, Фрэнк Майлз так и не вычеркнут окончательно из списка подозреваемых.