Categories:

НЕРАВНЫЙ БРАК ПО УИЛЬЯМУ КУИЛЛЕРУ ОРЧАРДСОНУ

Генри Вейгалл. Портрет сэра Уильяма Куиллера Орчардсона
Генри Вейгалл. Портрет сэра Уильяма Куиллера Орчардсона

Если мужчина впервые вступает в брак, когда ему уже больше сорока, то у него волей-неволей будут возникать всевозможные сомнения насчёт правильности его решения, истинности и искренности чувств его избранницы, насчёт её верности, насчёт того, наконец, своих ли детей он воспитывает. Шотландский художник Уильям Куиллер Орчардсон жил беззаботно и счастливо до сорока одного года, деля лондонскую квартиру с друзьями Джоном Петти и Фордом Мэддоксом Брауном, такими же художниками и холостяками, как и он.
А потом компания распалась, приятели обзавелись семьями, и Орчардсон, видимо, вслед за ними тоже решил радикально изменить свою жизнь. В 1873 году он обвенчался с Хелен Моксон, которая была младше его на двадцать лет, и спустя несколько лет оказался отцом шестерых детей. Его семейная жизнь складывалась вполне гармонично и безоблачно, но видимо где-то в глубине души его глодал противный червь сомнения.

Уильям Куиллер Орчардсон. Портрет Хелен Моксон
Уильям Куиллер Орчардсон. Портрет Хелен Моксон
Уильям Куиллер Орчардсон. Наполеон на борту «Беллеферона». 1880
Уильям Куиллер Орчардсон. Наполеон на борту «Беллеферона». 1880

И вот Орчардсон, который приобрел известность как мастер исторического жанра, в частности автор картин из жизни Наполеона, начинает склоняться к бытовому жанру.
Его работы этого направления, написанные в разное время парадоксальным образом выстраиваются в историю неравного брака зрелого и состоятельного мужчины и молодой очаровательной девушки.
Кто она, нам точно неизвестно. Скорее всего, это была просто юная девушка из приличной, но небогатой семьи, возможно, артистической, как на картине "Семейство Джозефа", где одну из дочерей явно наряжают для выхода:

Уильям Куиллер Орчардсон. Семья Джозефа. 1890
Уильям Куиллер Орчардсон. Семья Джозефа. 1890

Впрочем, девушка на этой картине не очень похожа на героиню предполагаемой серии. Она небольшого роста и темноволосая, а в дальнейшем в картинах будет появляться высокая светловолосая или рыжая девушка. Скорее, она будет похожа на модель из "Дочи фермера" или "Отражений":

Уильям Куиллер Орчардсон. Дочь фермера. 1881
Уильям Куиллер Орчардсон. Дочь фермера. 1881
Уильям Куиллер Орчардсон. Отражения. 1890
Уильям Куиллер Орчардсон. Отражения. 1890

Итак, как бы там ни было, герой где-то встретил свою будущую супругу, сделал ей предложение, она согласилась при полном одобрении своей семьи, и вот уже свадебный угар сменился обычными житейскими буднями. И у супругов начинаются первые разногласия. Об этом рассказывает картина "Первое облачко".
Здесь пара явно вернулась с какого-то светского мероприятия, и муж, томимый подозрениями с сомнением смотрит на свою жену, которая стоит перед зеркалом, то ли любуясь собой, то ли пытаясь ещё хоть на мгновение остаться вне его общества, то ли демонстрируя ему образ оскорбленный невинности. Трудно сказать, была ли его ревность обоснованной, но он явно страдает, а его недоверие к супруге очевидно будет возрастать и дальше, ведь недаром картина называется "Первое облачко".
Художник подчёркивает разобщённость супругов с помощью композиции: мужчину и женщину разделяет пространство комнаты, героиня повернута спиной как к мужу, так и к зрителю. Никаких элементов, которые хоть как-то соединяли чету на картине нет.

Уильям Куиллер Орчардсон. Первое облачко. 1887
Уильям Куиллер Орчардсон. Первое облачко. 1887

Программной картиной условного цикла можно считать "Неравный брак", созданный Орчардсоном в 1887 году. Здесь проблема отношений молодой жены и возрастного мужа выглядит на редкость драматично, причем этот драматизм художник великолепно показывает, используя достаточно лаконичные художественные приемы.

Уильям Куиллер Орчардсон. Неравный брак. 1887
Уильям Куиллер Орчардсон. Неравный брак. 1887

На полотне муж и жена ужинают в своей парадной столовой за роскошно накрытым столом. Они одни в комнате (за исключением слуги, который наливает хозяину вино), но, как положено, одеты в вечерние костюмы. При этом аппетита нет ни у мужа, который судя по всему налегает исключительно на спиртное, ни у жены, которая вообще отодвинулась от стола на максимально допустимое расстояние. Длинный стол, уставленный посудой, обозначает непреодолимую пропасть, которая лежит между супругами, ведь оба явно сожалеют и раскаиваются в том, что вообще решились связать свои судьбы. Муж смотрит на жену печально и одновременно подозрительно, жена же, погруженная в свои не менее печальные мысли, вообще не смотрит на мужа. Вышколенный слуга, стоящий рядом с хозяином как бы символизирует общественное мнение, которое всецело на стороне мужа, и готово осудить молодую женщину лишь по малейшему подозрению в неверности. А она остаётся совсем одна в этом богатом доме, в достатке, к которому она, очевидно, стремилась, и который не принес ей счастья.
Картина выполнена в тревожных коричневатых тонах, единственное яркое пятно - красный абажур лампы, висящей над столом, одновременно разделяет супругов и отмечает центр композиции.

Уильям Куиллер Орчардсон. Неравный брак
Уильям Куиллер Орчардсон. Неравный брак

Продолжением этой истории может служить ещё одна картина с тем же названием, "Неравный брак", на которой несчастный муж сидит в одиночестве перед камином в гостиной, а за его спиной - накрытый к ужину стол. Можно предположить, что так закончился вечер, о котором Орчардсон поведал зрителю в предыдущей картине. Художник не даёт намеков, где находится молодая супруга, сбежала ли она из дома с любовником, или, может быть, в расстроенных чувствах поднялась в свою спальню и рыдает там в подушку, оплакивая свою загубленную жизнь.
Но тем не менее можно предположить, что более верен второй вариант развития событий, и молодая жена в конечном итоге примирилась со своим положением и даже нашла в нем определенные плюсы.
Почти счастливым финалом истории можно считать картину "Её идол", где молодая мать, очень похожая на жену из "Неравного брака"играет со своей маленькой дочкой.
Героиня изображена в черном платье, значит, можно предположить, что она уже овдовела, и теперь вся ее жизнь сосредоточена в ребенке. Вероятно она получила приличное наследство после смерти мужа, но желания устраивать личную жизнь у нее больше (или пока) нет.

Уильям Куиллер Орчардсон. Её идол
Уильям Куиллер Орчардсон. Её идол

Такая вот назидательная история, вероятно, основанная на личном опыте Орчардсона.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened