ЗАРАБОТКИ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ

Профессиональные занятия искусством в России никогда не были особо прибыльным делом. Учиться на художника и тогда, и сейчас надо очень долго, а потом уже как кому повезет.
Первыми профессиональными русскими художниками были, вероятно, монахи-


В 18 веке Петр Первый, который стремится упорядочить и бюрократизировать всю российскую жизнь, в том числе и художественную, приписывает всех профессиональных художников к одному ведомству – Канцелярии от строений, где они составляют так называемую «живописную команду».


В 1757 году в Санкт-Петербурге была создана Академии художеств, и вся художественная жизнь России, соответственно, сосредоточилась вокруг этого нового учебного заведения.


Те, кто кончал Академию с большой или малой золотой медалью получал, как это называется в наше время, грант на заграничную поездку. Это были довольно приличные деньги – 1500 рублей золотом в год (или 6000 рублей ассигнациями), причем поездка была рассчитана на три года. Это должна был дополнить его профессиональное образование знакомством с современным западным искусством и с классическими его образцами, хранящимися в музеях Европы. По возвращении такой стипендиат должен был отчитаться, показав свои новые произведения публике, и, прежде всего императорскому Двору. Если итоговая работа принималась благосклонно, то пансионер поучал звание академика. Впрочем, это было только звание, за которым не стояло никаких финансовых подкреплений.
Окончившие Академию или Училище в Москве со званием классного художника могли

Художник, не имевший официальной должности, мог рассчитывать только на себя и свои собственные ресурсы. Так, Алексей Венецианов, который в своем имении создал собственную художественную школу для талантливых крестьянских детей, содержал ее на личные средства и доходы. Когда на склоне лет ему стало катастрофически не хватать денег, он начал очень много работать по заказам, расписывая церкви в Твери и окрестных селах и исполняя портреты. Такую же собственную школу живописи основал в Арзамасе Нижегородской области известный художник Александр Ступин.


Вообще, у русского художника в 18-19 веке было мало шансов заработать на портретах или вообще на заказных полотнах. Везло в этом отношении только единицам, причем тем, кто хорошо зарекомендовал себя при Дворе. Но заказчики из числа богатой аристократии предпочитали заказывать свои портреты у иностранцев, работавших в России, или вообще выезжали за границу и позировали самым дорогим и модным европейским мастерам.


Мелкопоместное дворянство не имело средств даже для оплаты труда более-менее профессиональных русских художников, поэтому эта категория потенциальных клиентов довольствовалась мазней своих крепостных. Конечно, были среди крестьян и талантливые люди, но только у таких меценатов, как Шереметьевы была возможность учить своих крепостных живописи в Академии художеств. Поэтому усадебные портреты представляют собой по большей части очень любопытные образцы наивного искусства или примитива.

Со второй половины 19 века у русских художников появляются новые возможности заработать. Между прочим, знаменитое Товарищество передвижных художественных выставок было создано не только для того, чтобы приобщить широкую публику к современному русскому искусству, эти выставки приносили организаторам и участникам определенные доходы и позволяли продавать свои картины.

Во второй половине 19 века появляется много любителей и коллекционеров русского искусства, самый знаменитый из которых, Павел Третьяков, стал основателем первого в России музея русского искусства, а художники получают возможность продавать свои творения за вполне приличные деньги.



- портрет работы Валентина Серова (самого модного портретиста начала ХХ века) – 1000 рублей;
- картина пейзажиста Ильи Остроухова – 1000 рублей;
- полотно Виктора Васнецова – 300 рублей;
- работа Александра Головина (знаменитого театрального художника) – 100 рублей;
- «Царевна-Лебедь» Михаила Врубеля – 300 рублей (сумма определена в результате торга, художник просил 500 руб., но Морозов предпочитал не переплачивать и всегда торговался).




Меценаты рубежа 19-20 веков вообще делали очень многое для поддержки талантливых соотечественников, оплачивая поездки, аренду мастерских, иногда лечение и какие-то текущие нужды. Многие художники были вполне обеспеченными людьми, но разбогатеть на ниве искусства, а потом почивать на лаврах не удалось никому, большинство из них не выпускало кисти из рук до самого последнего вздоха.
