nikonova_alina

Categories:

БОРИС КУСТОДИЕВ. КУПЧИХА ЗА ЧАЕМ. 1918

Борис Кустодиев. Купчиха за чаем. 1918
Борис Кустодиев. Купчиха за чаем. 1918

Часть 1.

1918 год, голодный, холодный и непонятный. Год, когда стало ясно, что к прежней жизни в Российской империи возврата больше не будет, но что будет дальше никто себе не представляет, даже те, кто как мы сейчас знаем, как раз и творили историю. Год, когда была убита царская семья, что стало решающим знаком наступающих бесповоротный изменений. Люди выживали, как могли, и художники, некогда успешные и востребованные, не были, увы, счастливым исключением.
Семье Бориса Кустодиева пришлось ещё сложнее, чем другим, ведь художник уже несколько лет был прикован к инвалидной коляске и не мог ходить. Из-за нужды
Кустодиевым пришлось продавать вещи, которые ещё можно было продать, сам художник занимался эскизами оформления улиц Петрограда к годовщине революции, поскольку за это хоть немного платили, а жена и дочь вели хозяйство и даже кололи дрова. В письме к другу Кустодиев так писал об этом времени и жизни в Петрограде:
"...Живём мы здесь неважно, холодно и голодно, все только и говорят кругом о еде да хлебе […] Я сижу дома и, конечно, работаю и работаю, вот и все наши новости...»
Единственное, что спасало художника от падения в пропасть депрессии - это его «чудесная страна воспоминаний», где существовала идеальная (и идеализированная) дореволюционная Русь, наполненная радостью, жизнью, изобилием, а, главное красками и светом. Он ещё мог возвращаться туда, в прошлое, в счастливую, идеально спокойную и гармоничную жизнь хотя бы в своих произведениях.
И вот летом этого страшного года Борис Кустодиев приступает к работе над полотном, которое должно было реализовать его очень давний замысел. Ещё в 1913 году он написал картину "Чаепитие" с застолье во дворе купеческого дома, где за столом восседает живописная компания купцов и купчих во главе с солидным бородатым купцом - хозяином дома. В центре грумсы художник поместил изображение весьма эффектной дородной купчихи в ярко-красном платье. И вот теперь он решил, развивая тему, написать одну купчиху за столом, максимально богато накрытым для чаепития.

Борис Кустодиев. Чаепитие. 1913
Борис Кустодиев. Чаепитие. 1913

Первой проблемой для Кустодиева стал поиск модели. В личной жизни он предпочитал женщин худощавых и стройных, такой была и его жена Юлия, но вот на творчество такой тип женской внешности, как он сам признавался, его не вдохновлял. Для задуманной картины ему нужна была модель пышных форм и монументальных габаритов, такая же, как в "Купчихе" или "Красавице" (обе - 1915). Когда художник поделился своими проблемами с супругой, она посоветовала ему пригласить позировать их соседку по дому.

Борис Кустодиев. Купчиха. 1915
Борис Кустодиев. Купчиха. 1915
Борис Кустодиев. Красавица. 1915
Борис Кустодиев. Красавица. 1915

В их подъезде жила молодая женщина по имени Галина Адеркас, в то время она была студенткой медицинского института. Адеркас была баронессой, происходила из старинного прибалтийского дворянского рода, и, как и сам Кустодиев, была уроженкой Астрахани.
Иногда утверждается, что Кустодиев начал писать картину в Астрахани, но это не так. После 1917 года, когда Кустодиев лечился в санатории в Выборге, тяжело больной художник больше не покидал северную столицу, а во время революции и гражданской войны это стало для него совершенно невозможным.
Он пригласил Адеркас в свою мастерскую, находившуюся в том же доме, и начал работу с эскизов и набросков.

Борис Кустодиев. Женщина, пьющая чай. 1918
Борис Кустодиев. Женщина, пьющая чай. 1918

К удивлению модели, художник полностью завершил картину всего за несколько дней, и тут же перешел к следующему замыслу.

Продолжение следует...

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic