nikonova_alina

Categories:

ИВАН ШИШКИН. ДОЖДЬ В ДУБОВОМ ЛЕСУ. 1891

Иван Шишкин. Дождь в дубовом лесу. 1891
Иван Шишкин. Дождь в дубовом лесу. 1891

Часть 2.

На заре своей художественной карьеры, Шишкин, как и большинство пейзажистов включал фигуры людей в свои работы. Эти стаффажи иногда, конечно, несли некоторую смысловую, а по большей части композиционную нагрузку, но в основном всего лишь оживляли пейзаж, делали его более близким зрителю.

Иван Шишкин. Полдень. В окрестностях Москвы. 1869
Иван Шишкин. Полдень. В окрестностях Москвы. 1869

В более поздних произведениях у Шишкина человеческие фигуры практически не встречаются. Но если все же он включает их в композицию, то придает им как раз смысловое значение как, например, в картине "В лесу графини Мордвиновой", где старый лесник оказывается как бы органической частью дремучего леса, одушевляя его, создавая ощущение единства природы и человека.

Иван Шишкин. Корабельная роща. 1898
Иван Шишкин. Корабельная роща. 1898
Иван Шишкин. В лесу графини Мордвиновой. 1891
Иван Шишкин. В лесу графини Мордвиновой. 1891

Кроме того, любой художник в той или иной мере всегда передает свои личные проблемы и переживания в своих полотнах. Есть даже такая теория, довольно модная некоторое время назад, что любое произведение художника, написанное в любом жанре по сути является его автопортретом. На мой взгляд, эта идея довольно спорная, но вот если касаться конкретно творчества Шишкина, то кое-какую систему нащупать можно.
Например, эта теория прекрасно объясняет появление сухого мертвого дерева на заднем плане в известнейшей шишкинской "Ржи", картины в целом исключительно оптимистической и жизнеутверждающей.

Иван Шишкин. Рожь. 1878
Иван Шишкин. Рожь. 1878

Однако, когда Шишкин писал эту картину, он ещё только приходил в себя после глубокой депрессии (многомесячного запоя), вызванной случившимися в течение всего пары лет смертями первой жены, отца и двух маленьких сыновей.
Вообще, Иван Шишкин был официально женат два раза, и оба брака нельзя считать счастливыми, поскольку обе его супруги умерли молодыми, оставив его вдовцом с маленькими детьми на руках.
Его первая жена, Евгения Васильева (сестра художника Федора Васильева), прожила с мужем 6 лет, родила ему троих детей, из которых выжила только старшая дочь Лидия, и ушла из жизни в 1874 году в возрасте 27 лет.
Ради Евгении художник даже изменил своему креду пейзажиста и написал её портрет в интерьере, что можно считать почти уникальным случаем для его творчества.

Иван Шишкин. Перед зеркалом. За чтением письма. 1870
Иван Шишкин. Перед зеркалом. За чтением письма. 1870

Спустя 6 лет после смерти первой жены, в 1880 году, Шишкин вступил во второй брак со своей ученицей, художницей Ольгой Лагодой, одной из первых девушек, получивших возможность посещать занятия в Академии художеств. Ольга была младше мужа почти на 30 лет, но их брак продлился меньше года. В конце июня 1881 года Ольга родила дочь Ксению, а ещё через полтора месяца умерла от воспаления брюшины (видимо, последствия родов).

Ольга Шишкина-Лагода
Ольга Шишкина-Лагода
Ольга Шишкина-Лагода. Девочка в траве. 1880
Ольга Шишкина-Лагода. Девочка в траве. 1880

После смерти второй жены в семью Ивана Шишкина вошла ее сестра Виктория, которая и вырастила в итоге обеих дочерей художника. Шишкин больше официально в брак не вступал. Однако это совершенно не значит, что личной жизни у него больше не было.
В семье знали, что как раз на рубеже 1880-х-90-х годов у Ивана Ивановича появилась женщина. Отношения завязались во время одной из поездок художника на родину в Елабугу. Шишкин довольно регулярно посещал там своих родных, путешествовал по окрестным городкам и деревням, и где-то в районе слияния Камы и Тоймы встретил свою новую любовь.
Об этой женщине абсолютно ничего не известно, о ней лишь мельком упоминается в воспоминаниях близких художника, но вроде бы Шишкин даже имел от нее ребенка, а заключить с ней официальный ему брак не разрешила церковь по каким-то формальным причинам.

Иван Шишкин. Кама близ Елабуги. 1895
Иван Шишкин. Кама близ Елабуги. 1895
Иван Шишкин. На даче. 1894
Иван Шишкин. На даче. 1894

Картина "Дождь в дубовом лесу", судя по всему, была написана как раз в то время, когда тайный роман художника был в самом разгаре и когда у него ещё была надежда наладить семейную жизнь с новой подругой.
Многие искусствоведы сходятся во мнении, что фигура одинокого мужчины, который то ли открывает, то ли закрывает зонт, - это автопортрет самого художника. Вот он идёт один, мокрый, неприкаянный, впереди у него туман, который может символизировать жизненную неизвестность, но тем не менее этот туман, эта пелена дождя пронизана золотистыми лучами солнца, которые дают некоторую (хотя и весьма зыбкую) надежду на счастливое будущее.
Вслед за одиноким пешеходом идёт супружеская пара под одним зонтом. Мужчина и женщина тесно прижались друг к другу, он держит свою спутницу под руку, и они так же вместе идут в золотистое сияние счастливой неизвестности. Одинокий мужчина спешит туда, вперёд, о чем можно судить по его широкому шагу, а вот пара явно не торопится. В сущности, торопиться им, вероятно, особо некуда, ведь счастье у них уже есть и так.
Так что "Дождь в дубовом лесу" можно воспринимать как своего рода аллегорию личного счастья художника, или даже как модную сейчас картину-желание, которое Шишкин нарисовал сам для себя. Одинокий путник, стремящийся в будущее, не замечает дождя, поэтому и зонт ему не нужен. А зонт семейной пары - зеленый, что может символизировать надежду на грядущее счастье.
Иван Шишкин не смог жениться в третий раз, но если верить его поздним картинам, наполненным яркими красками и солнечным светом, счастье он всё-таки обрёл.

Иван Шишкин. Лиственный лес. 1897
Иван Шишкин. Лиственный лес. 1897

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened