nikonova_alina

Category:

ЖЕНЩИНЫ В ИСТОРИИ И ИСКУССТВЕ: ТАЙНЫ МАРГАРИТЫ ЖЕРАР

Франсуа Дюмон. Портрет Маргариты Жерар в 32 года. 1793
Франсуа Дюмон. Портрет Маргариты Жерар в 32 года. 1793

Часть 1.

Когда Маргарите Жерар исполнилось 14 лет, она осталась круглой сиротой. Родилась она в 1761 году и была младшей дочерью в семье Клода Жерара, парфюмера из Граса, и Мари Жиле. Несмотря на то, что она так рано лишилась родителей, остаться на улице или попасть в сиротский приют ей точно не грозило., Ведь у нее было ещё шестеро старших братьев и сестер. Не берусь утверждать, состоялся ли у Жераров семейный совет, или же все решилось само собой, но Маргариту было решено отправить в Париж к ее старшей сестре Мари-Анн, которая к тому времени уже шесть лет как была замужем за своим земляком, также уроженцем Граса, Жаном-Оноре Фрагонаром. Кстати, разница в возрасте между сестрами составляла почти 16 лет.

Жан Оноре Фрагонар. Портрет жены. 1786-87
Жан Оноре Фрагонар. Портрет жены. 1786-87
Жан Оноре Фрагонар. Автопортрет в ренессансном костюме
Жан Оноре Фрагонар. Автопортрет в ренессансном костюме

Мари-Анн Фрагонар тоже была очень неплохой художницей, работавшей в жанре миниатюры. Она писала женские и детские портреты, галантные сцены и иногда помогала в работе мужу, который как раз в середине 1770-х годов начал приобретать определенную популярность и обзаводиться кругом постоянных заказчиков.
Надо полагать, что и юная Маргарита изначально обладала определенным художественным талантом (вероятно наследственным) и явным интересом к изобразительному искусству. Попав в семью сестры, где вся жизнь и весь быт были связана с живописью, она также включилась в этот семейный бизнес. Ее первыми наставниками стали сначала ее сестра, а затем и зять, сам Фрагонар.
Кстати, как и многие художники 18 века, жившие в Париже и пользовавшиеся благосклонностью королевского двора и поддержкой Академии художеств, Фрагонар имел и квартиру, и мастерскую в Лувре. И именно там и поселилась Маргарита по приезде в столицу Франции.

Мари-Анн Фрагонар. Галантная сцена, или Любовный сюрприз
Мари-Анн Фрагонар. Галантная сцена, или Любовный сюрприз

Самостоятельно Маргарита Жерар стала работать приблизительно с начала 1780-х годов. Сначала она по большей части писала небольшие камерные портреты друзей или знакомых, не предназначенные для продажи. Это была своего рода учебная практика, способствовавшая приобретению навыков ремесла.

Маргарита Жерар. Портрет мужчины с большой книгой. 1785
Маргарита Жерар. Портрет мужчины с большой книгой. 1785

Позже, примерно с середины 1780-х годов Маргарита переключилась на портреты детей и семейные портреты, причем ей всегда удавалось индивидуализировать своих маленьких моделей, а не просто изображать их абстрактными маленькими ангелочками.

Маргарита Жерар. Портрет женщины с дочерью
Маргарита Жерар. Портрет женщины с дочерью

С 1787 по 1791 год Маргарита Жерар создала своего рода серию из нескольих десятков портретов художников и меценатов. Это были очень небольшие однотипные работы (в среднем 21 × 16 см), выполненные на дереве. При этом меценатов она представила в образе художников, а художников как аристократов, подняв таким образом их социальный статус. Как правило в работах этой серии герои смотрят прямо на зрителя, у всех терные глаза(видимо для дополнительной выразительности), а фоном служит стол, покрытый красной тканью. Жерар также включала в эти портреты предметы, которые указывали на род деятельность или профессию модели. Эту серию она выполнила полностью сама, без участия Фрагонара, что позволило ей экспериментировать с новыми техниками и заниматься поисками собственного стиля. Серия принесла Маргарите успех и финансовую независимость от семьи сестры.

Маргарита Жерар. Портрет Жан-Жака Лагрене. 1787
Маргарита Жерар. Портрет Жан-Жака Лагрене. 1787

Лучшей работой этой серии считается портрет архитектора Клода-Никола Леду, где архитектор представлен стоящим лицом к зрителю. Он опирается на стол, на котором помещен один из его архитектурных проектов (вероятно это его известный проект заставы Рейи).

Маргарита Жерар. Портрет архитектора Клода-Никола Леду. 1787
Маргарита Жерар. Портрет архитектора Клода-Никола Леду. 1787

Ещё один известная работа Маргариты Жерар, включенная в эту серию - портрет семьи архитектора. Иногда утверждается, что это также портрет Клода-Никола Леду и его семейства, но видимо, это не так. Мужчина на портрете не особо похож на Леду с предыдущего портрета Маргариты Жерар. Более того, у Леду было две дочери, а на портрете явно присутствуют двое мальчиков.

Маргарита Жерар. Портрет семьи архитектора. 1787
Маргарита Жерар. Портрет семьи архитектора. 1787

Продолжение следует...

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened