ЖЕНЩИНЫ В ИСТОРИИ И ИСКУССТВЕ: ТАЙНЫ МАРГАРИТЫ ЖЕРАР
Часть 1.
Когда Маргарите Жерар исполнилось 14 лет, она осталась круглой сиротой. Родилась она в 1761 году и была младшей дочерью в семье Клода Жерара, парфюмера из Граса, и Мари Жиле. Несмотря на то, что она так рано лишилась родителей, остаться на улице или попасть в сиротский приют ей точно не грозило., Ведь у нее было ещё шестеро старших братьев и сестер. Не берусь утверждать, состоялся ли у Жераров семейный совет, или же все решилось само собой, но Маргариту было решено отправить в Париж к ее старшей сестре Мари-Анн, которая к тому времени уже шесть лет как была замужем за своим земляком, также уроженцем Граса, Жаном-Оноре Фрагонаром. Кстати, разница в возрасте между сестрами составляла почти 16 лет.
Мари-Анн Фрагонар тоже была очень неплохой художницей, работавшей в жанре миниатюры. Она писала женские и детские портреты, галантные сцены и иногда помогала в работе мужу, который как раз в середине 1770-х годов начал приобретать определенную популярность и обзаводиться кругом постоянных заказчиков.
Надо полагать, что и юная Маргарита изначально обладала определенным художественным талантом (вероятно наследственным) и явным интересом к изобразительному искусству. Попав в семью сестры, где вся жизнь и весь быт были связана с живописью, она также включилась в этот семейный бизнес. Ее первыми наставниками стали сначала ее сестра, а затем и зять, сам Фрагонар.
Кстати, как и многие художники 18 века, жившие в Париже и пользовавшиеся благосклонностью королевского двора и поддержкой Академии художеств, Фрагонар имел и квартиру, и мастерскую в Лувре. И именно там и поселилась Маргарита по приезде в столицу Франции.
Самостоятельно Маргарита Жерар стала работать приблизительно с начала 1780-х годов. Сначала она по большей части писала небольшие камерные портреты друзей или знакомых, не предназначенные для продажи. Это была своего рода учебная практика, способствовавшая приобретению навыков ремесла.
Позже, примерно с середины 1780-х годов Маргарита переключилась на портреты детей и семейные портреты, причем ей всегда удавалось индивидуализировать своих маленьких моделей, а не просто изображать их абстрактными маленькими ангелочками.
С 1787 по 1791 год Маргарита Жерар создала своего рода серию из нескольих десятков портретов художников и меценатов. Это были очень небольшие однотипные работы (в среднем 21 × 16 см), выполненные на дереве. При этом меценатов она представила в образе художников, а художников как аристократов, подняв таким образом их социальный статус. Как правило в работах этой серии герои смотрят прямо на зрителя, у всех терные глаза(видимо для дополнительной выразительности), а фоном служит стол, покрытый красной тканью. Жерар также включала в эти портреты предметы, которые указывали на род деятельность или профессию модели. Эту серию она выполнила полностью сама, без участия Фрагонара, что позволило ей экспериментировать с новыми техниками и заниматься поисками собственного стиля. Серия принесла Маргарите успех и финансовую независимость от семьи сестры.
Лучшей работой этой серии считается портрет архитектора Клода-Никола Леду, где архитектор представлен стоящим лицом к зрителю. Он опирается на стол, на котором помещен один из его архитектурных проектов (вероятно это его известный проект заставы Рейи).
Ещё один известная работа Маргариты Жерар, включенная в эту серию - портрет семьи архитектора. Иногда утверждается, что это также портрет Клода-Никола Леду и его семейства, но видимо, это не так. Мужчина на портрете не особо похож на Леду с предыдущего портрета Маргариты Жерар. Более того, у Леду было две дочери, а на портрете явно присутствуют двое мальчиков.
Продолжение следует...