nikonova_alina

Category:

ПАСТОРАЛЬНЫЙ КОНЦЕРТ: ТИЦИАН, ДЖОРДЖОНЕ ИЛИ КТО-ТО ДРУГОЙ

Тициан(?). Пасторальный концерт. Ок.1511
Тициан(?). Пасторальный концерт. Ок.1511

Часть 2.

Название "Пасторальный концерт" применительно к картине утвердилось в Европе только в середине 18 века. В 1754 году её впервые описал французский художник Никола Бернар Леписье, определив именно как пастораль, поскольку увидел связь её сюжета с пасторальной поэзией эпохи Возрождения. В отечественном же искусствоведении ее часто именуют "Сельский концерт" или просто "Концерт".
Итак, на холсте присутствуют пятеро персонажей. На переднем плане справа и слева изображены две обнаженные женские фигуры. Девушка слева стоя льет воду из прозрачного стеклянного кувшина в мраморный бассейн (или саркофаг). Та, что находится справа, сидит на траве и держит в руке флейту. У девушки с кувшином драпировка, призванная скрыть наготу, соскользнула вниз и обвивает ноги, героиня с флейтой на своем покрывале сидит. Обе демонстрируют прекрасные женственные фигуры, идеальные для своего времени.
Двое других персонажей картины - молодые люди, сидящие на траве и склонившиеся друг к другу, так что кажется, что они что-то обсуждают. Юноша, находящийся слева, одет в дорогой и модный костюм с эффектным ярко-красным головным убором. У него в руках лютня. Второй герой кажется старше своего собеседника, он одет попроще, голова его неприкрыта, но зато он демонстрирует пышную нечесанную шевелюру. Зритель не видит, есть ли у него в руках какой-либо музыкальный инструмент. В целом, он скорее производит впечатление наставника или по меньшей мере старшего товарища своего юного собеседника.
Пятый персонаж картины - это пастух, присматривающий за стадом овец. Его фигура видна на заднем плане у правого края картины.
На мой взгляд слово "концерт", присутствующее в названии картины, совершенно не отражает сути того, что происходит на холсте. Во всяком случае в тот момент, который зафиксировал художник, двое персонажей, имеющих в руках музыкальные инструменты, на на них ещё не играют. Девушка с флейтой только подносит её к губам, а возможно лишь держит в руке, не собираясь музицировать. Юноша также только собирается коснуться рукой струн, и кажется, что его больше занимает беседа с другом, а не музыка.
В общем, очевидно, что смысл картины совершенно неоднозначен. И, разумеется исследователи предложили массу всевозможных (и подчас весьма занимательных) его объяснений.

Итак, посмотрим, как же трактуется действие, происходящее на картине, и идентифицируются ее персонажи:
1. Наиболее популярный и распространенный вариант предполагает, что молодые люди и девушки принадлежат к разным мирам, и обнаженные красавицы музыкантам не видны, поскольку являются нимфами, которых не может увидеть смертный. Именно этим и объясняется то, что мужчины беседуют между собой, как будто не замечая девушек.
2. Творческое развитие 1 варианта: молодые люди специально пришли к заповедной роще с музыкальными инструментами, чтобы выманить нимф на звуки музыки. Судя по всему, у них это получилось, однако они все равно их не видят.
3. Сцена представляет эпизод из античной мифологии, где Аполлон обучает Париса игре на музыкальных инструментах (на лютне в данном случае), обнаженная женская фигура с флейтой представляет Евтерпу, музу музыки и лирической поэзии, а фигура справа - аллегорическое воплощение творческого Вдохновения, или же музу высокой поэзии Полигимнию. Пастух, изображённый на заднем плане, в таком случае, - это приемный отец Париса, вырастивший его. Согласно мифу сына царя Приама, которому было предсказано, что он станет причиной разрушения Трои, младенцем отнесли на гору Ида и бросили на съедение диким зверям. Кстати, пока Парис жил у пастухов, в него влюбилась Энона, нимфа фонтанов и водных потоков, так что вторая женская фигура, льющая воду из кувшина, может как раз намекать на этот эпизод из жизни троянского принца.
4. Иллюстрация к поэзии Горация. Предполагается, что мраморная ванна (или саркофаг) олицетворяет собой Бандузский источник, мистический водоем, который фигурировал в нескольких поэтических произведениях Горация. Девушка с кувшином, стоящая рядом с ним, представляет музу эпической поэзии Каллиопа, которая черпает из него (а не выливает в него) воду. Остальные персонажи в таком варианте могут представлять её абстрактную свиту, в которую могут входить, например, поэты, ищущие вдохновения. Или вторая девушка остаётся Евтерпой, а мужчины Парисом и Аполлоном
5. Концепция наставничества, в которой девушки - нимфы, а мужчины - художники. Тот что старше - Джорджоне, а младший - его ученик Тициан. Появление божественных сущностей в образе прекрасных обнаженных дам символизирует передачу творческого опыта от старшего к младшему товарищу.
6. Концепция советского искусствоведения: главное в картине - помещение фигур в реальную пейзажную среду, что "придает ей большую жизненную полноту" (ага! Надо полагать, по терраферме Венеции толпами разгуливали голые девицы, и никто не обращал на них никакого внимания). И образ пастуха намекает на тяжёлое положение итальянского крестьянства в эпоху Возрождения.
7. Идеальный мир. Картина была написана в достаточно бурный период истории Венеции, когда республика активно участвовала в войнах Камбрейской лиги, и потому как бы в противовес жестокой реальности художник постарался создать в ней «идиллическое убежище от войны».
8. Более конкретизированный вариант предыдущей версии. Картина представляет не просто абстрактный идеальный мир, а блаженную страну Аркадию, населенную музицирующими на досуге пастухами и нимфами.
9. Аллегория поэзии и музыки, где женщины олицетворяют идеальную красоту, творимую силой фантазии и вдохновения двух мужчин. Стоящая девушка с кувшином — муза трагической поэзии (Полигимния или Каллиопа), а сидящая девушка с флейтой — муза пасторальной (лирической) поэзии Евтерпа. Юноша с лютней в таком случае может представлять возвышенную лирическую поэзию, а его собеседник — обычного лирика, в соответствии с концепцией Аристотеля, изложенной в его трактате «Поэтика».
10. Более развернутая версия предыдущей концепции:
Художник, согласно неоплатонической музыкальной теории, противопоставляет лютню как более возвышенный музыкальны инструмент и деревенскую, "плебейскую" флейту. Однако такое столкновение противоположностей указывает творческому человеку путь к достижению высшего знани и гармонии. Женщину, льющую воду из кувшина, предполагается рассматривать как символ очищения и умеренности
11. Картина представляет аллегорию четырёх стихий (воды, огня, земли и воздуха) в их гармонической взаимосвязи.
Честно говоря, ни одна из этих теорий полностью меня не устраивает, но все же версия о Парисе, Аполлоне и сопутствующих музах кажется наиболее логичной, тем более, что в нее вписывается и пастух с овцами, о котором большинство исследователей просто забывает.

Продолжение следует...

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened