nikonova_alina

Categories:

ЖЕНЩИНЫ В ИСТОРИИ И ИСКУССТВЕ: АДРИЕННА ЛЕКУВРЕР, ГЕНИАЛЬНАЯ И ТРАГИЧЕСКАЯ

Часть 1.

В 1701 году некий шляпник из Шампани по имени Робер Куврер решил перебраться в Париж. Сам он был родом из городка Дамери, там же женился и на местной девушке по имени Мари, там же в 1692 году родилась его старшая дочь Адриенна. В Дамери его ремесло оказалось невостребованным, и Куврер перебрался сначала в Фим провинции Суассон, поднакопил немного денег и рискнул понаехать в Париж. К тому времени у него родилась и вторая дочь, Мари Маргарита, так что семейство росло, и расходы, соответственно тоже.
В Париже шляпник Куврер открыл свою мастерскую, и поначалу дела у него пошли неплохо. Дочерей отдали в монастырь на улице Жендр, где монахини учили девочек читать, писать и считать, а также внушали христианские ценности и добродетели. Адриенне учиться нравилось, но настоящей её страстью с детства стал театр.
Наверное, мы уже никогда не узнаем как и когда она впервые увидела театральное представление. Был ли это фарс, показанный бродячей труппой на ярмарке, или отец однажды купил билеты в настоящий театр Комеди Франсез в качестве подарка или награды? Да наверное это и не так важно.

Антуан Менье. Спектакль в Комеди Франсез
Антуан Менье. Спектакль в Комеди Франсез

Итог этого увлечения юной мадемуазель Куврер был вполне предсказуем: она, во-первых, решила стать актрисой, а во-вторых, для начала сыграть на настоящей сцене в настоящем спектакле. Тогда ей было около 14 лет. Вероятно, ей удалось найти компанию таких же единомышленников среди молодых людей и подростков своего круга - юных подмастерий и конторских помощников, детей ремесленников, живших по соседству, и девочек, учившихся вместе с ней у монахинь.
Было решено поставить не больше, не меньше, чем "Полиевкта", классическую трагедию самого Корнеля. Адриенне досталась главная женская роль - Паулины, отец которой казнит ее мужа, когда узнает, что он исповедует христианство. В финале Паулина произносит гневный обличительный монолог ("Безжалостный отец, совершай же суд суровый..."), который в то время считался одним из самых значительных женских сценических монологов.
Не совсем понятно, каким образом эта детская любительская труппа заручилась покровительством довольно богатой и влиятельной дамы, мадам Де Гэ, супруги президента одной из палат парламента. Скорее всего, кто-то из её участников был вхож в дом мадам как слуга или поставщик, и, возможно, она уже изначально покровительствовала юным артистам.
У мадам Де Гэ был особняк на улице Гарансьер. Во дворе она приказала сколотить сцену, а для зрителей слуги расставляли перед ней скамьи, стулья и табуреты. Прийти на представлени мог любой желающий, денег ни с кого не брали.

Улица Гарансьер в Париже. Современный вид
Улица Гарансьер в Париже. Современный вид

Труппа дала несколько представлений (в репертуаре у юных артистов был не только "Полиевкт", но ещё и одноактная пьеса Отроша и Тома Корнеля "Траур"), когда в дом мадам Де Гэ пришла полиция.
Дело в том, что артисты Комеди Франсез свято блюли данную им королем привилегию играть спектакли и не терпели конкурентов, а особенно любителей, которые дают представления бесплатно. Откуда-то в театре узнали о труппе, которая базируется в доме мадам Де Гэ, сочинили жалобу и направили ее самому начальнику королевской полиции графу д'Аржансону.
Осведомители выяснили, когда будет следующее представление в доме мадам Де Гэ, и пресекать безобразие туда отправился лично назначенный графом д'Аржансоном полицейский чиновник в сопровождении вооруженной охраны и двух актеров Комеди Франсез, одним из которых скорее всего был сосьетер театра Марк Антуан Легран.

Иллюстрация к трагедии Пьера Корнеля "Полиевкт". 1794
Иллюстрация к трагедии Пьера Корнеля "Полиевкт". 1794

Карательная команда к началу спектакля опоздала. Когда они появились во владениях мадам Де Гэ, шла финальная сцена "Полиевкта", и юная Адриенна наряженная в выходное платье одной из горничных хозяйки читала знаменитый монолог Паулины. Марк Антуан Легран был потрясен. Девочка-подросток не читала текст, не ломалась или кривочлась, она действительно играла,играла так, как это делала бы взросла профессиональная актриса. Он сразу оценил, насколько Адриенна талантлива.
Но это были на тот момент всего лишь сантименты. Представители власти дали детям доиграть спектакль, а потом сделали им выговор и пригрозили тюрьмой, если они ещё когда-нибудь будут давать представления без специального разрешения. Хозяйке тоже досталось, и на следующий же день мадам Де Гэ побежала все к тому же д'Аржансону жаловаться на самоуправство полиции. Ей принесли извинения (мадам была весьма влиятельна, а её муж ещё влиятельнее), но спектакли в ее доме устраивать запретили.
Разочарованные участники самодеятельной труппы разошлись по домам. Но страсть к театру оказалась сильнее страха перед наказанием, и они стали думать, что им делать дальше. У одного из юных актеров отец владел бакалейной лавкой, и его уговорили предоставить труппе заднюю комнату в помещении лавки для репетиций.
А потом ещё один из ребят, который играл в "Полиевкте" отца Паулины, а в свободное от театра время служил рассыльным у прокурора, то ли посоветовался с хозяином, то ли сам что-то сообразил, но у него родилась блестящая идея.
Дело в том, что в Париже было место, где не действовали законы Французского королевства, потому что формально оно считалось территорией другого государства. Это был Тампль, который служил парижской штаб-квартирой Мальтийского ордена. Великим приором ордена в то время был герцог Вандомский, имевший опосредованное отношение к королевской семье, поскольку его прадедом был король Генрих IV, а прабабкой его любовница Габриэль д'Эстре.

Жан Рау. Филипп де Бурбон-Вандом, великий приор. 1721
Жан Рау. Филипп де Бурбон-Вандом, великий приор. 1721
Вид на башню Тампля. 1795
Вид на башню Тампля. 1795

Герцог Филипп де Бурбон-Вандом свято соблюдал средневековый закон, согласно которому убежище в ограде Тампля получали все, кто подвергался гонениям, и кому великий приор соглашался его предоставить. В Париже начала 18 века чаще всего туда приходили свободные ремесленники, у которых возникали какие-то конфликты с мощными цеховыми объединениями своих коллег. Театральная труппа, которую преследовала корпорация привилегированных актеров идеально подходила под этот закон. В итоге подростки всей группой отправились в Тампль, получили аудиенцию у приора, и согласно установленной традиции умоляли его предоставить им его защиту и убежище. Вандом благосклонно выслушал юных артистов и тотчас позволил им давать представления у себя в Тампле.
К сожалению, после этого труппа просуществовпла совсем не долго. У подростков не было старшего наставника, не было и явного лидера, который мог бы принимать решения. В итоге они ещё несколько раз сыграли "Полиевкта"и "Траур", а потом начались бесконечные споры о том, какую пьесу ставить, кому какую роль играть и т.д.
Начались ссоры, и труппа распалась.

Продолжение следует...

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic