nikonova_alina

Categories:

ЖЕНЩИНЫ В ИСТОРИИ И ИСКУССТВЕ: АДРИЕННА ЛЕКУВРЕР, ГЕНИАЛЬНАЯ И ТРАГИЧЕСКАЯ

Неизвестный художник. Адриенна Лекуврер. Ок.1725
Неизвестный художник. Адриенна Лекуврер. Ок.1725

Часть 2. Легран

После развала самодеятельной театральной труппы Адриенна Куврер поневоле переключилась на более земные бытовые проблемы, ей нужно было как-то зарабатывать на жизнь и помогать семье. Дело в том, что пока она участвовала в своем театральном проекте, в ее доме случилась трагедия - неожиданно и скоропостижно умерла её мать, ещё совсем молодая (по нашим меркам) женщина, а отец с горя совсем забросил дела, и его гораздо чаще можно было встретить в ближайшем трактире, нежели за работой в шляпной мастерской.
В итоге Адриенне помогла её тетка, которая работала прачкой, взяв девушку себе в помощницы. Надо полагать, что занимаясь такой тяжёлой работой как стирка, Адриенна продолжала декламировать монологи и разыгрывать сцены из пьес, тексты которых она помнила наизусть, видя себя не у корыта с мыльной водой, а на сцене. И продолжала ждать случая, который привел бы ее туда, где было ее настоящее место.
И вот однажды тетка взяла Адриенну с собой, когда отправилась разносить чистое белье своим заказчикам. И надо же такому случиться, что одним из клиентов оказался не кто иной, как Марк Антуан Легран, актер, драматург и сосьетер Комеди Франсез.
Он сразу же узнал в южной помощнице своей прачки ту самую девочку, которая совсем недавно произвела на него неизгладимое впечатление, когда играла Паулины в "Полиевкта". Видя интерес Леграна к Адриенне, прачка представила её как свою племянницу, дочь шляпника. Адриенне, нисколько не смущаясь, рассказала новому знакомому, что она умеет читать и писать, и что больше всего на свете мечтает о театральных подмостках.

Антуан Ватто. Актеры Комеди Франсез. Ок.1712
Антуан Ватто. Актеры Комеди Франсез. Ок.1712

Марк Антуан Легран не обладал особо выдающимся драматическим талантом и внешностью героя любовника. Это был невысокий плотного сложения мужчина с невыразительным и незапоминающимся лицом, сын хирурга из Дома Инвалидов, который в ранней юности, воспылав страстью к театру, презрел традиции своей семьи и с большим трудом пробился к званию сосьетера Комеди Франсез. Леграна любила публика за его искромётный юмор, он не только играл на сцене, но и сочинял пьесы, в которых в полной мере проявлялось его остроумие и слегка циничный взгляд на жизнь. А ещё он был очень талантливым педагогом, который умел разглядеть и раскрыть в начинающем актёре его дарование. Когда Адриенне Куврер познакомилась с Леграном, ему было около тридцати лет.
Легран, почти не задумываясь, сделал тётке Адриенны деловое предложение: он берет девушку в свой дом, она будет помогать ему по хозяйству, а он будет обучать её театральному ремеслу. Надо полагать, что Адриенна была готова согласился сразу и не задумываясь, но ее старшая родственница заявила, что они должны подумать и получить разрешение отца.
Через несколько дней протрезвевший Робер Куврер пришел к Леграну договариваться о деталях соглашения. Он вовсе не был отцом-тираном, как герой пьесы "Полиевкт", и в целом, не возражал, против того, чтобы его дочь стала актрисой, ведь актеры Комеди Франсез вполне уважаемые люди и даже находятся под королевским покровительством. Смущало его только одно - безнравственность актерской среды. Оставить пятнадцатилетнюю дочь в доме наедине с холостым мужчиной, да ещё актером, это Кувреру казалась черезчур опасным. Но все же совместными усилиями его убедили. И Легран, и Адриенна приложили весь свой талант, чтобы заверить его в том, что девушке опасность потерять свою честь со стороны хозяина никак не грозит.
И скорее всего, Легран действительно относился к Адриенне лишь как к ученице. Никаких сплетен и слухов по поводу их отношений никто и никогда не слышал. Была только одна забавная история.

Антуан Ватто. Равнодушный. Ок.1717
Антуан Ватто. Равнодушный. Ок.1717

Незадолго до того, как в доме Леграна появилась Адриенна Куврер, его бросила его любовница, молодая актриса. Красотка сбежала тайно и не оставила даже записки с объяснением. Месяц спустя Легран получил приглашение на ужин от одного из своих знакомых, мецената и большого театрала, маркиза де Куртанво. Когда актер пришел в особняк маркиза, то обнаружил, что в роль хозяйки дома там играет его бывшая. Беглянка щеголяла в новом дорогущем наряде и была увешана драгоценностями как рождественская ёлка.
Сцена была явно подготовлена специально, а маркиз и его подруга с любопытством ожидали, как поведет себя Легран.
Тот и бровью не повел, с аппетитом поужинал, как всегда был остроумен, а под конец пригласил маркиза и его пассию отобедать у него в доме.
Когда гости в назначенное время явились в дом Леграна, он представил им Адриенну, назвав своей ученицей, и смиренно попросил у маркиза для нее разрешения сесть вместе с гостями за стол. Адриенна, хорошенькая, просто одетая, на первый взгляд сама скромность и невинность, очаровала маркиза. Уже за обедом он поинтересовался, какого происхождения новая протеже Леграна.
- Она - племянница моей прачки, господин маркиз, - ответил актер, - и, следовательно, приходится двоюродной сестрой той блестящей даме, которую вам было угодно у меня отнять.
Это был прямой намек на то, что любовница маркиза тоже когда-то занималась плебейским ремеслом. Адриенна умело подливала масла в огонь, неизменно обращаясь к гостье "дорогая кузиночка". В итоге обед прошел очень весело: маркиз начал откровенно ухаживать за юной ученицей Леграна, его любовница бесилась от злости и ревности, а сам Легран наслаждался своей маленькой местью. Он смог показать маркизу насколько смешны великосветские претензии его дамы, а своей бывшей, что он без нее не пропадет и в одиночестве не останется.
Надо полагать, и Легран, и Адриенна весьма позабавились, разыгрывая свою маленькую комедию.

Антуан Ватто. Две девушки. 1716-17
Антуан Ватто. Две девушки. 1716-17

Несмотря на то, что частные представления любительских трупп в Париже были по-прежнему запрещены, очень во многих аристократических резиденциях появлялись маленькие частные театры, где вместе с полупрофессиональными актерами играли и любители из числа великосветской публики. Леграна, который обладал обширными связями в обществе, очень часто приглашали в такие домашние театры в качестве режиссера или консультанта. А он приводил с собой и Адриенну, для которой игра в таких любительских постановках была отличной практикой и способом заявить о себе в театральных кругах Парижа.

Продолжение следует...

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened