ЖЕНЩИНЫ В ИСТОРИИ И ИСКУССТВЕ: АДРИЕННА ЛЕКУВРЕР, ГЕНИАЛЬНАЯ И ТРАГИЧЕСКАЯ

Часть 2. Легран
После развала самодеятельной театральной труппы Адриенна Куврер поневоле переключилась на более земные бытовые проблемы, ей нужно было как-то зарабатывать на жизнь и помогать семье. Дело в том, что пока она участвовала в своем театральном проекте, в ее доме случилась трагедия - неожиданно и скоропостижно умерла её мать, ещё совсем молодая (по нашим меркам) женщина, а отец с горя совсем забросил дела, и его гораздо чаще можно было встретить в ближайшем трактире, нежели за работой в шляпной мастерской.
В итоге Адриенне помогла её тетка, которая работала прачкой, взяв девушку себе в помощницы. Надо полагать, что занимаясь такой тяжёлой работой как стирка, Адриенна продолжала декламировать монологи и разыгрывать сцены из пьес, тексты которых она помнила наизусть, видя себя не у корыта с мыльной водой, а на сцене. И продолжала ждать случая, который привел бы ее туда, где было ее настоящее место.
И вот однажды тетка взяла Адриенну с собой, когда отправилась разносить чистое белье своим заказчикам. И надо же такому случиться, что одним из клиентов оказался не кто иной, как Марк Антуан Легран, актер, драматург и сосьетер Комеди Франсез.
Он сразу же узнал в южной помощнице своей прачки ту самую девочку, которая совсем недавно произвела на него неизгладимое впечатление, когда играла Паулины в "Полиевкта". Видя интерес Леграна к Адриенне, прачка представила её как свою племянницу, дочь шляпника. Адриенне, нисколько не смущаясь, рассказала новому знакомому, что она умеет читать и писать, и что больше всего на свете мечтает о театральных подмостках.

Марк Антуан Легран не обладал особо выдающимся драматическим талантом и внешностью героя любовника. Это был невысокий плотного сложения мужчина с невыразительным и незапоминающимся лицом, сын хирурга из Дома Инвалидов, который в ранней юности, воспылав страстью к театру, презрел традиции своей семьи и с большим трудом пробился к званию сосьетера Комеди Франсез. Леграна любила публика за его искромётный юмор, он не только играл на сцене, но и сочинял пьесы, в которых в полной мере проявлялось его остроумие и слегка циничный взгляд на жизнь. А ещё он был очень талантливым педагогом, который умел разглядеть и раскрыть в начинающем актёре его дарование. Когда Адриенне Куврер познакомилась с Леграном, ему было около тридцати лет.
Легран, почти не задумываясь, сделал тётке Адриенны деловое предложение: он берет девушку в свой дом, она будет помогать ему по хозяйству, а он будет обучать её театральному ремеслу. Надо полагать, что Адриенна была готова согласился сразу и не задумываясь, но ее старшая родственница заявила, что они должны подумать и получить разрешение отца.
Через несколько дней протрезвевший Робер Куврер пришел к Леграну договариваться о деталях соглашения. Он вовсе не был отцом-тираном, как герой пьесы "Полиевкт", и в целом, не возражал, против того, чтобы его дочь стала актрисой, ведь актеры Комеди Франсез вполне уважаемые люди и даже находятся под королевским покровительством. Смущало его только одно - безнравственность актерской среды. Оставить пятнадцатилетнюю дочь в доме наедине с холостым мужчиной, да ещё актером, это Кувреру казалась черезчур опасным. Но все же совместными усилиями его убедили. И Легран, и Адриенна приложили весь свой талант, чтобы заверить его в том, что девушке опасность потерять свою честь со стороны хозяина никак не грозит.
И скорее всего, Легран действительно относился к Адриенне лишь как к ученице. Никаких сплетен и слухов по поводу их отношений никто и никогда не слышал. Была только одна забавная история.

Незадолго до того, как в доме Леграна появилась Адриенна Куврер, его бросила его любовница, молодая актриса. Красотка сбежала тайно и не оставила даже записки с объяснением. Месяц спустя Легран получил приглашение на ужин от одного из своих знакомых, мецената и большого театрала, маркиза де Куртанво. Когда актер пришел в особняк маркиза, то обнаружил, что в роль хозяйки дома там играет его бывшая. Беглянка щеголяла в новом дорогущем наряде и была увешана драгоценностями как рождественская ёлка.
Сцена была явно подготовлена специально, а маркиз и его подруга с любопытством ожидали, как поведет себя Легран.
Тот и бровью не повел, с аппетитом поужинал, как всегда был остроумен, а под конец пригласил маркиза и его пассию отобедать у него в доме.
Когда гости в назначенное время явились в дом Леграна, он представил им Адриенну, назвав своей ученицей, и смиренно попросил у маркиза для нее разрешения сесть вместе с гостями за стол. Адриенна, хорошенькая, просто одетая, на первый взгляд сама скромность и невинность, очаровала маркиза. Уже за обедом он поинтересовался, какого происхождения новая протеже Леграна.
- Она - племянница моей прачки, господин маркиз, - ответил актер, - и, следовательно, приходится двоюродной сестрой той блестящей даме, которую вам было угодно у меня отнять.
Это был прямой намек на то, что любовница маркиза тоже когда-то занималась плебейским ремеслом. Адриенна умело подливала масла в огонь, неизменно обращаясь к гостье "дорогая кузиночка". В итоге обед прошел очень весело: маркиз начал откровенно ухаживать за юной ученицей Леграна, его любовница бесилась от злости и ревности, а сам Легран наслаждался своей маленькой местью. Он смог показать маркизу насколько смешны великосветские претензии его дамы, а своей бывшей, что он без нее не пропадет и в одиночестве не останется.
Надо полагать, и Легран, и Адриенна весьма позабавились, разыгрывая свою маленькую комедию.

Несмотря на то, что частные представления любительских трупп в Париже были по-прежнему запрещены, очень во многих аристократических резиденциях появлялись маленькие частные театры, где вместе с полупрофессиональными актерами играли и любители из числа великосветской публики. Леграна, который обладал обширными связями в обществе, очень часто приглашали в такие домашние театры в качестве режиссера или консультанта. А он приводил с собой и Адриенну, для которой игра в таких любительских постановках была отличной практикой и способом заявить о себе в театральных кругах Парижа.
Продолжение следует...