nikonova_alina

Categories:

ЖЕНЩИНЫ В ИСТОРИИ И ИСКУССТВЕ: АДРИЕННА ЛЕКУВРЕР, ГЕНИАЛЬНАЯ И ТРАГИЧЕСКАЯ

Часть 3. Лилль

Адриенна провела в доме своего наставника Марка Антуана Леграна около двух лет. Ей уже было семнадцать лет, и она могла считать себя вполне профессионально подготовленной актрисой. Так что теперь она была готова пуститься в самостоятельное плавание. Конечно, она мечтала попасть в Комеди Франсез, самый главный, самый известный и самый крутой театр Франции той эпохи. Но Легран доходчиво ей обяснил, что это невозможно, и для того, чтобы играть на велущей сцене королевства надо уже иметь определенную известность. Сам он, прежде чем стал сосьетером Комеди, несколько лет состоял в труппе маршала Виллеруа и играл в Лионе, а потом судьба вообще занесла его на край света, в Варшаву, где он был актером театра при дворе Яна III Собесского.
Так что и Адриенне при всем ее таланте и профессиональной выучке предстояло набираться опыта в провинциальных труппах.
И опять в её судьбе сыграл свою роль случай. Легран как-то раз встретил свою давнюю знакомую и коллегу по цеху Элизабет Клавель. Дама уже несколько лет как вышла замуж, носила фамилию Фонпре и жила в Лилле.
Клавель была достаточно посредственной актрисой, но зато обладала блестящей деловой хваткой. Свое призвание она нашла в организаторской деятельности, а в Париж приехала чтобы набрать актеров для труппы лилльского театра, обновить которую намеревалась после того, как взяла в аренду помещение для представлений, построенное в городе несколько лет назад.
Прослушивание состоялось на квартире у мадам Фонпре и было весьма успешным. Адриенну сразу же включили в состав новой труппы Лилльского театра комедии. Оставалось получить лишь согласие её отца, но Робер Куврер и тут не стал возражать против того, что его семнадцатилетняя дочь начнет самостоятельную жизнь одна в другом городе. В конце концов в те времне такое было в порядке вещей, и девочки ещё более младшего возрасте ехали в другой город, чтобы стать служанками или работать в швейных мастерских.
Напоследок Легран посоветовал своей ученице немного изменить фамилию, прибавив к простонародной Куврер частицу Ле, что несколько ее облагораживало, хотя и не к чему не обязывало.
Итак, летом 1708 года Адриенна прибыла в Лилль.

Театр Комедии в Лилле (в настоящее время Северный театр). Современный вид
Театр Комедии в Лилле (в настоящее время Северный театр). Современный вид

Это было не самое удачное время, потому что буквально через несколько недель после приезда Адриенны началась осада города совместными усилиями армий Евгения Савойского и герцога Мальборо.
Однако несмотря на то, что город был на осадном положении, его жители, уставшие от войны, казавшейся бесконечной, хотели развлекаться, чтобы хоть ненадолго забыть о своих проблемах.
Театр мадам Фонпре предоставлял им такую возможность, поскольку спектакли там шли ежевечерне. Юную дебютантку Адриенну Лекуврер сразу же ввели в несколько постановок, причем на главные роли. Недостатка работы у нее не было, а публика сразу же полюбила молодую актрису за ее искренность и темперамент.
Саму Адриенну не устраивало только одно: зрители хотели смотреть только комедии или в крайнем случае лёгкие мелодрамы с хорошим концом, а она мечтала о ролях трагических героинь, таких как Паулина. Она, конечно, прекрасно справлялась и с образами весёлых субреток или лирических героинь, но это было все же совсем не то.

Антуан Ватто. Любовь на французской сцене. Ок.1717
Антуан Ватто. Любовь на французской сцене. Ок.1717

Жить одной в чужом городе всегда сложно, а ведь Адриенне было всего 17 лет, и прежде она никогда не отрывалась от семьи. Даже живя у Леграна, она навещала своих близких, когда ей этого хотелось, а теперь она чувствовала себя совершенно одинокой и потерянной.
Вероятно это чувство одиночества и толкнуло ее в объятия её первого мужчины. Это был ее партнёр по труппе, младший брат мадам Фонпре, Клавель.
Может, она и правда в него влюбилась, тем более, что в спектаклях они часто были партнёрами и объяснялись друг другу в нежных чувствах, а может она только убедила себя, что любит его, чтобы не оставаться вечерами одной в убогой гостиничной комнатушке (мадам Фонпре была дамой прижимистый и платили очень мало).
Во всяком случае хотя они и не обвенчались официально, но в театре, где на такие вещи смотрели гораздо проще, считали их мужем и женой.
Периодически Клавель уезжал из Лилля, пытаясь найти для себя и Адриенны более выгодный ангажемент, поскольку постоянное безденежье становилось просто невыносимым, и тогда Адриенна писала ему письма. Сохранилось два ее письма к Клавелю, первое из них как раз и относится к этому раннему периоду их отношений:
"... Надеюсь, что скоро я буду чувствовать себя лучше, раз у меня есть основания думать, что ты по-прежнему любишь меня и что ты здоров. Умоляю, береги себя: этим ты доставишь мне величайшую радость, - ведь твоё здоровье мне важнее не меньше, чем моё собственное... Я рада тому, что вы развлекаетесь, - только бы мне от этого не было ущерба, и вы бы не стали писать реже. Я получила еще одно письмо, из которого узнал что вас пытаются удержать в Париже... Я не сомневаюсь, что с того времени, как это письмо было написано, Вы уже приняли решение, как это видно из вашего письма, и должна вам признаться, думаю, что отчасти являюсь тому причиной. Может быть, это слишком самонадеянно с моей стороны, но мне кажется, я только отдаю должное моему бедному Клавелю. Да, я верю, что у тебя доброе сердце и что поэтому ты верен своей бедняжки Ле Куврер, которая любит тебя больше себя самой..."
В этом письме особенно примечательна не только наивная непосредственность, проявляющееся в постоянных переходах с "ты" на "вы" и обратно, но и бессознательное стремление скорее убедить себя в любви Клавеля, чем его в своих чувствах.

Антуан Ватто. Любовная песня. 1717
Антуан Ватто. Любовная песня. 1717

Продолжение следует...

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened