
Бывают в истории искусства художники, которые просто честно делали свою работу. Они как бы составляют основной фон, на котором как яркие звезды или всплески энергии недосягаемой высоты выделяются гении или исключительные таланты. Но талантов для того, чтобы составить общий культурный фон страны или эпохи никогда не будет достаточно. Скорее всего, яркие исключения из общих правил останутся для потомков, а вот современники будут держаться за что-то более простое, понятное и постижимое.
Художник Константин Филиппов прошел обычный для середины 19 века путь в искусстве: в 20 лет он поступил в Академию художеств, учился в батальном классе у Виллевльде, получил большую золотую медаль и право заграничной поездки, немного пожил в Риме, ездил по стране, бывал и за границей. И, наконец, умер в 48 лет в Ялте, вероятно от чахотки.

Но между этими скупыми строками из биографического справочника читается совершенно невероятная жизнь. Филиппов еще не закончил обучение, когда его отправили на Крымскую войну, в действующую армию он поехал как журналист и как художник-хроникер. И свою золотую медаль в 1858 он получил за картину «Военная дорога между Симферополем и Севастополем в 1855 году при движении войск по ней».


Графическое наследие Филиппова, включающее несколько альбомов и отдельные рисунки, ценятся еще более высоко, чем даже его живописные полотна, такие как, например, «Бегство болгар с Дуная по отступлении русских войск из-под Силистрии», за которую в 1865 году Филиппов получил звание академика.