nikonova_alina

Categories:

ЖЕНЩИНЫ В ИСТОРИИ И ИСКУССТВЕ: АДРИЕННА ЛЕКУВРЕР, ГЕНИАЛЬНАЯ И ТРАГИЧЕСКАЯ

Шарль Антуан Куапель. Портрет Адриенны Лекуврер в роли Корнелии Метеллы. 1721—1724
Шарль Антуан Куапель. Портрет Адриенны Лекуврер в роли Корнелии Метеллы. 1721—1724

Часть 12. Убийство?

Осень 1729 года для Адриенны прошла более-менее спокойно. Морис понемногу утрачивал интерес и к певице Карту и к герцогине Бульонской, снова предпочитая им общество Адриенны. Актриса готовилась выйти на сцену в роли Федры в одноименной трагедии Расина. Это была ее любимая роль, и она была счастлива, что театр решил возобновить постановку после длительного перерыва.
Премьера состоялась 10 ноября и была ознаменована помимо гениальной игры Адриенны и ее истинного триумфа ещё и грандиозным скандалом с участием герцогини Бульонской.
Герцогиня явилась в театр только к началу третьего действия. В Париже её считали чуть ли не убийцей, которой не удалось совершить злодеяние лишь случайно, и потому она, явившись на спектакль, где на сцене царила её соперница и несостоявшаяся жертва, а зал заполнен её поклонниками и друзьями, желала продемонстрировать всем и каждому, что она презирает слухи и считает все обвинения полной чушью.
Но Адриенна, которая после двух первых эпизодов, заметила, наконец, что в ближайшей к сцене ложе находится виновница ее реального, а не сценического смятения, не выдержала. Она бросилась к ложе герцогине и начала читать текст по роли, но обращаясь не к партнёрше по сцене, а к своей реальной сопернице и врагу:
"...Я не из женщин тех, беспечных в преступление,
Что гнусность совершить готовые всегда,
Умеют не краснеть от тяжкого стыда..."
Партер, прекрасно осведомлённый об истории аббата Буре и несостоявшегося покушения, разразился громовыми аплодисментами, а герцогиня Бульонская с каменным лицом покинула театр.
Адриенна взяла себя в руки и блестяще закончила труднейшую сцену. В итоге спектакль завершился триумфом.
Однако герцогиня не спустила актрисе свой позор.

С этого момента между ней и Комеди началась настоящая война. Несмотря на то, что на следующий день после скандального спектакля старейшие актеры труппы пришли во дворец Бульонских, чтобы принести герцогине свои извинения, она не успокоилась. Несколько раз она посылала своих слуг и наемных клакеров на спектакли с участием Адриенны, чтобы они шикали и свистели и вообще всячески мешали артистам, или даже вообще попытались сорвать представление.
В итоге весь конец 1729 и начало 1730 года Адриенну провела в состоянии жуткого стресса.

Луи-Леопольд Буальи. Ложа в день бесплатного спектакля. 1830
Луи-Леопольд Буальи. Ложа в день бесплатного спектакля. 1830

При этом Лекуврер была очень много занята в спектаклях. Она играла главные роли не только в "Федре", но также "Горации" Корнеля, в "Электре" и в "Флорентийце". В последнем месяце своей жизни, марте 1730 года она выходила на сцену 5, 13, 14 и 15 числа.
15 марта она сыграла последний спектакль. Это была постановка трагедии «Эдип» Вольтера, где Адриенна играла Иокасту. На этом спектакле присутствовала Аиссе, которая описала свои впечатления о нем в одном из своих знаменитых писем к госпоже Каландрини:
"... Ее угнетенный вид и явная слабость просто жалость вызывали. Я, хоть и не знала о её болезни, а и то несколько раз сказала госпоже де Парабер, до чего мне её жалко. В антракте после "Эдипа" нам сообщили, что она заболела. Но - просто удивительное дело - она вышла на сцену и в "Флорентинце" сыграла длинную и трудную роль, притом сыграла отлично и даже сама как будто приободрилась. Мы все были благодарны ей за то, что она не сдавалась, чтобы в публике опять не стали болтать будто она отравлена..."
После спектакля Адриенна вернулась домой, слегла и больше уже не встала. Аиссе заметила все верно, актриса вышла на сцену будучи уже смертельно больной. Во время ее последней болезни при ней неотлучно находились её самые близкие друзья - Морис Саксонский, Вольтер и граф д'Аржанталь.
Агония длилась почти пять дней, и 20 марта 1730 года Адриенна Лекуврер, прима Комеди Франсез, скончалась у себя дома в возрасте 38 лет. Помимо друзей свидетелями ее кончины были врач Фаже и сиделка Жаннетт Гийотен.
На следующий день в Комеди отменили вечернее представление, а сообщение о смерти Адриенны вывесили в черной рамке вместо обычной афиши. Ее друзья и поклонники скорбели, её враги ликовали, и по Парижу поползли упорные слухи о том, что Адриенну отравили.

Масла в огонь подлили и парижские власти, которые по непонятной причине отказались хоронить Адриенну не только в ограде христианского кладбища, но и даже рядом с ним, вне освящённой земли, как в то время чаще всего погребали профессиональных лицедеев. Почему так случилось, доподлинно неизвестно, но скорее всего, это связано с тем, что Адриенна не смогла ни исповедаться, ни причаститься перед смертью. Возможно, Морис, до конца не веривший в то, что его возлюбленная умирает, послал за священником слишком поздно, и тот застал Адриенну уже в бессознательном состоянии, и не смог отпустить ей грехи. Есть ещё и более романтическая версия, согласно которой, когда приходский кюре потребовал,чтобы Адриенна отреклась от своего греховного лицедейства и раскаялась в нем, она решительно от этого отказалась и сознательно предпочла умереть во грехе.
Как бы там ни было, но нормальных похорон Адриенне не устроили. Вместо этого ночью к ее дому прибвли полицейские, её тело завернули в мешковину, в полицейской карете отвезли на ближайший пустырь на берегу Сены, где была заранее приготовлена яма с негашенной известью. Туда-то и опустили ее тело. Яму засыпали землёй, так что наутро уже было невозможно определить, где была похоронена величайшая актриса Франции.

Скоропостижная смерть молодой в общем-то женщины, находившейся к тому же в самом расцвете творческих сил, с именем которой была связана странная история о неудавшемся покушении, вполне естественно вызвала в обществе всевозможные слухи. Вольтер, предвидевший это, и не желавший, чтобы вокруг имени женщины, которую он уважал, плодились конспирологические теории, настоял на том, чтобы было проведено вскрытие. Каким-то образом он убедил в необходимости этого даже Мориса Саксонского, и тот дал свое согласие. В итоге врачи ничего криминального в смерти Адриенны не нашли. По официальной версии она скончалась от "воспаления кишечника и внутреннего кровоизлияния". Конечно, состояние медицины в то время находилось на достаточно примитивном уровне, а более-менее системно выявлять в организме человека присутствие отравляющих веществ начали только в 19 веке, но тем не менее, скорее всего после истории с аббатом Буре, ни у герцогини Бульонской, ни у каких-то других врагов Адриенны, просто не было шансов подобраться к ней с отравой. Ее окружали преданные люди, и она была очень осторожна.
А с другой стороны, с ранней юности Адриенна имела проблемы со здоровьем и именно в том, что касалось желудочно-кишечного тракта. Она постоянно жаловалась на подобные недомогания в своих письмах, начиная с самых ранних, адресованных ещё ее первому любовнику Клавелю.
Скорее всего это действительно не было убийством, но вот постоянный стресс, в котором актриса пребывала в последние месяцы жизни, действительно мог спровоцировать обострение ее хронической болезни и привести к гибели (опять-таки с учётом состояния тогдашней медицины).
Но в конечном итоге с Адриенной и герцогиней Бульонской произошла та же история, что с Моцартом и Сальери. Благодаря суперпопулярной в 19 веке пьесе Эжена Скриба, а затем и опере Чилеа, написанной на ее сюжет, герцогиня навсегда осталась убийцей великой актрисы.

Бюст Адриенны Лекуврер в Комеди Франсез
Бюст Адриенны Лекуврер в Комеди Франсез


P.S. Морис Саксонский, маршал Франции, завещал похоронить себя безо всяких почестей, положив в могилу без гроба и засыпав негашенной известью. Все же он ее любил.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened