nikonova_alina

Category:

ДЖОВАННИ БЕЛЛИНИ. ОЗЕРНАЯ МАДОННА. 1490-1500

Джованни Беллини. Озерная Мадонна. ок.1490-1500
Джованни Беллини. Озерная Мадонна. ок.1490-1500

Часть 2. Паломничество души

Даже простое перечисление персонажей и деталей картины «Озерная Мадонна», которые на первый взгляд относятся к совершенно различным мифологическим и символическим системам, тем не менее дает зрителю понять, что такое смешение христианского, языческого и эзотерического явно не случайно.

До начала 20 века исследователи даже и не пытались подступиться к интерпретации символики «Озерной мадонны». Однако в 1902 году немецкий искусствовед Г.Людвиг опубликовал исследование, в котором связал сюжет картины с популярной в эпоху Возрождения поэмой французского монаха и писателя первой половины 14 века Гийома Дегильвилля «Паломничество души» («Pèlegrinage de l'âme», иногда переводится как «Странствие души»). В итоге, исследователь пришел к выводу, что Беллин  постарался представить на картине идеальный путь очищения и освящения души человека.

Главным героем согласно этой трактовке, является отшельник-пастух который находится в пещере. Предполагается, что этот отшельник — святой Антоний. Это он должен выйти из своей обители и пройти по пути духовного становления, проложенном еще первым отшельником, святым Павлом, и преодолеть различные препятствия и искушения, но также и воспользоваться поддержкой и милостью святых и Добродетелей. Животные, которых можно заметить на картине символизируют добродетели отшельника: мул — терпение, овца — смирение. 

Возможно, Беллини показывает своего героя одновременно сидящим в пещере и спускающимся по лестнице, у подножия которой его ожидает кентавр, то есть такой прием может продемонстрировать зрителю, что речь идет именно о путешествии души, тогда как человеческое тело пребывает в статичном состоянии, ограниченное границами грота, словно границами своего бренного существования.

Душа начинает свое путешествие на площадке. где стоит крест, символ христианства и искупительной жертвы Христа. В конце лестницы, которая может обозначать переход от одного плана бытия к другому и связь Земного и Небесного, находится кентавр. Это очень любопытный персонаж, который в силу двоякости своей природы обычно обозначает два аспекта человеческой натуры —  низшую, звериную природу человека, соединенную с его более высокой природой, человеческими достоинствами и способностью суждения.

Далее путь духовного совершенствования ведет героя на центральную террасу. Есть два варианта объяснения значения этого пространства. Либо это Райский сад, символом которого является мистическое деревце с серебряными плодами, которыми играют дети — невинные души, либо это Чистилище. В последнем случае Мария, восседающая на троне, судит души, при этом ей помогают Добродетели. В коронованной женской фигуре, которая стоит за ступенями ее престола обычно видят аллегорию Справедливости. Рог изобилия, украшающий стойку балдахина в христианской символической системе Средневековья обычно трактуют как Святой Грааль, который дает испившему из него прощение грехов и вечную жизнь.

Яблоко для христианства является двояким символом. С одной стороны оно связано с грехопадением, а с другой — если яблоко держит в руках Младенец Христос, то оно является символом Его искупительной жертвы. С другой стороны, яблоки, которыми играют младенцы — серебряные, а серебро является символом невинности, милосердия, мудрости, надежды и чистосердечия. Возможно, младенец, держащийся за ствол дерева символизирует душу, уже призванную к вечному блаженству, тогда как остальные младенцы — это души, которые еще ищут свой путь в райскую обитель.

Двое святых, стоящих на террасе — святой Себастьян и Иов (либо, по другой версии, святой Онуфрий), являются заступниками за грешные человеческие души перед Высочайшим судом Богоматери, тогда как святые Петр и Павел, находящиеся за балюстрадой охраняют входные ворота в райскую обитель.

Озеро (или река) обозначает реку Лету, которая согласно «Божественной комедии» Данте течет в земном раю вокруг горы Чистилище, там очищенные души омываются перед тем, как отправиться в Рай, чтобы забыть свои земные грехи. 

Продолжение следует...

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened