nikonova_alina

Category:

ДЖОВАННИ БЕЛЛИНИ. ОЗЕРНАЯ МАДОННА. 1490-1500

Джованни Беллини. Озерная Мадонна. Ок.1490-1500
Джованни Беллини. Озерная Мадонна. Ок.1490-1500

Часть 3. Святое Собеседование

Несмотря на то, что в концепцию, предложенную Людвигом, достаточно логично укладываются практически все персонажи и детали картины Беллини, тем не менее очевидно, что эта трактовка кажется далеко не исчерпывающей, уж слишком много различных значений может иметь каждый из элементов данного художественного произведения. Сразу же после публикации статьи Людвика начали появляться и альтернативные трактовки смысла «Озерной Мадонны».

Для начала было предложено не копаться особо в деталях, а воспринимать картину как еще одну вариацию на тему Святого Собеседования. Это довольно распространенный в западноевропейском искусстве тип изображения Богоматери на троне в окружении святых (и иногда донаторов), которые ведут (или это, скорее, не очевидно, но предполагается) некую возвышенную беседу на богословские темы.

Андреа Мантенья. Святое Собеседование с Марией Магдалиной и Иоанном Крестителем.
Андреа Мантенья. Святое Собеседование с Марией Магдалиной и Иоанном Крестителем.

Однако, если это и правда вариация на тему Святого Собеседования, то Джованни Беллини надлежит признать просто революционером для искусства своего времени. Дело в том, что композиция Святого Собеседования восходит к типу Маэсты (Прославление Богоматери), а через него — к более привычному для нас сочетанию канонов Похвала Богоматери и Одигитрия, которые ведут свое начало из византийской иконописи.

Похвала Богородице. Ярославская икона пер.пол.17 в.
Похвала Богородице. Ярославская икона пер.пол.17 в.
Дуччо ди Буонинсенья. Маэста
Дуччо ди Буонинсенья. Маэста

Тип композиции Святое Собеседование является фронтальным и более-менее симметричным, он представляет собой Богоматерь с Младенцем, сидящую на троне под балдахином в центре. По бокам от неё стоят двое (или более) святых. Выбор святых жестко не регламентируется, это  могут быть люди, жившие с разницей в несколько веков, однако, они обязательно изображаются сопоставимыми по физическим размерам и возрасту, и существующими в едином пространстве. Иногда они действительно беседуют между собой, либо их взаимодействие, происходящее на духовном уровне, угадывается зрителем благодаря более или менее подчёркнутому вниманию художника к повторяющимся или взаимосвязанным жестам, а также сходному выражению лиц. Композиция Святое Собеседование обычно характеризуется общей атмосферой покоя и созерцательности.

 Что же свидетельствует в пользу версии о Святом Собеседовании? Во-первых, присутствие на картине Богоматери на престоле и святых, действительно относящихся к разным периодам существования христианства. Некое замкнутое пространство, где происходит действие, поскольку сцену Святого Собеседования принято помещать в интерьере или же в некоем ограниченном природном пространстве (сад, роща). В данном случае терраса на берегу озера выделена очень приметными белыми перилами. И, наконец, ощущение покоя и даже какого-то блаженства исходит не только от персонажей, но и от самой атмосферы картины, исполненной в теплых охристых тонах. Это же состояние передает и неподвижная гладь озера, и возвышающиеся над ней скалы, словно защищающие этот тайный уголок от всех бурь внешнего мира.

Но аргументов против этой версии тоже достаточно. Во-первых, в классических сценах Святого Собеседования композиция очень жестко регламентирована: в центре — Богоматерь, по сторонам от ее трона — святые. Здесь же все присутствующие разбросаны по всей террасе и даже за ее пределами, а трон с Богоматерью вообще сдвинут к левому краю картины. Центр же полотна занимает Древо с серебряными плодами, присутствие которого в композиции Святого Собеседования трудно объяснить (хотя в приведенном выше примере «Святого Собеседования» Андреа Мантеньи, за престолом Богоматери находится целый сад с розами, лимонами и золотыми яблоками). И, наконец, на картине отсутствует Младенец Христос, который в Святом Собеседовании должен находиться на коленях у Богоматери. Иногда, впрочем, предпринимались попытки идентифицировать одного из младенцев, играющих вокруг дерева, как Иисуса (чаще всего указывают на ребенка в белой рубашке, сидящего на подушке или на младенца, держащегося за ствол дерева), однако в изображения этих путти художник не добавил никаких деталей, которые могли бы определить одного из них как Христа.

И самое главное. Мы не видим здесь никакого взаимодействия, «собеседования» персонажей, разбросанных по всему пространству террасы. Нет ничего сходного в их позах или выражениях лиц.Даже жест молитвенно сложенных рук у всех героев изображен по-разному. 

Подводя итоги, можно сказать, что скорее всего Беллини, работая над «Озерной Мадонной», держал в уме известные ему примеры Святого Собеседования, однако его композиция по большей части не соответствует установленному образцу, а значит, не может быть трактована исключительно как вариант Святого Собеседования, даже такой новаторский.

Продолжение следует...

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened