nikonova_alina

Category:

ДЖОВАННИ БЕЛЛИНИ. ОЗЕРНАЯ МАДОННА. 1490-1500

Джованни Беллини. Озерная Мадонна. ок.1490-1500
Джованни Беллини. Озерная Мадонна. ок.1490-1500

Часть 4.

Две наиболее популярные версии часто дополняют размышлениями о том, что один из играющих младенцев может обозначать Иисуса Христа, и, следовательно в расшифровку сюжета включаются темы Боговоплощения (вочеловечения Иисуса) и Искупления (избавления от греха).

Но общая атмосфера композиции, спокойная, меланхолическая, почти сюрреалистическая наводит на мысль, что это, скорее, не размышление, а некое видение, причем, вероятно, связанное с переходом человеческой души из земного к вечному существованию в загробном мире.

Мы не очень хорошо знаем биографию Джованни Беллини (в силу весьма скудных документальных свидетельств, дошедших до нашего времени), но судя по всему, в конце 1490-х годов (возможная дата 1498 год), умерла его жена Джиневра. Точно нельзя сказать, была ли это его первая или вторая жена, и она ли являлась матерью его единственного сына Альвиза, который умер вслед за ней, также на рубеже 15 и 16 веков. Но очень похоже на то, что появление в творчестве Беллини такого необычного произведения может быть напрямую связано с личными трагическими обстоятельствами его жизни.

Теперь попробуем еще раз проанализировать персонажей и их символику. Начнем с заднего плана, где на дальнем берегу озера лицом к лицу стоят двое влюбленных в белом, и нежно держат друг друга за руки. Они совсем далеко, как будто это одно из давних воспоминаний о художника о его возлюбленной.

Далее. Средний план, на котором представлено возвышение с простым крестом, мужчина в пещере, мужчина, спускающийся по лестнице и кентавр. Почему-то принято считать, что мужчина в пещере — это святой Антоний. Однако, скорее всего, это не так. Существует древнее предание о том, что святой Антоний однажды отправился на поиски другого святого отшельника, Павла Фивейского, а путь к его уединенному скиту указал как раз кентавр. Так что скорее всего, по ступеням спускается святой Антоний Великий, а в гроте пребывает святой Павел Фивейский. Кстати, именно Павел Фивейский считается первым христианским монахом-отшельником в истории. Возможно, здесь важен тот факт, что встреча святых Антония и Павла состоялась незадолго до смерти  последнего, а Антоний оставался рядом с Павлом до его кончины, и позднее похоронил отшельника.

Встреча св.Антония Великого и св.Павла Фивейского. Коптская икона.
Встреча св.Антония Великого и св.Павла Фивейского. Коптская икона.

Переходим к переднему плану композиции. В данном случае центром картины является дерево с серебряными яблоками, вокруг которого резвятся младенцы-путти. Вне всяких сомнений это дерево является Древом Жизни. Для католицизма это — символ  безупречного состояния человечества до грехопадения, свободного от разложения и первородного греха, более того, истинным Древом Жизни католики почитают Крест, и здесь, на картине, можноь увидеть перекличку дерева в центре композиции и креста на возвышении справа. И Иисуса Христа в картине представляют не путти, а сами серебряные плоды  Древа Жизни. А в восточной христианской традиции Древо Жизни символизирует Любовь Господа.

Из остальных персонажей однозначно идентифицируются только Богоматерь, сидящая на престоле, святой Себастьян, пронзенный стрелами, и святой Павел с мечом. Женщины, находящиеся рядом с Богоматерью могут обозначать не только аллегорические образы Добродетелей, но и святых. Например, в короне часто изображают святую Екатерину Александрийскую.

Артемизия Джентилески. Св.Екатерина Александрийская
Артемизия Джентилески. Св.Екатерина Александрийская

Старец, опершийся о перила, может оказаться и святым Иосифом и святым Петром, а старец в набедренной повязке или Иовом, или святым Онуфрием Великим (все же, с учетом того, что на картине есть еще двое пустынников, это, скорее, Онуфрий).

Святой Онуфрий Великий. Византийская икона 4 в.
Святой Онуфрий Великий. Византийская икона 4 в.

На картине есть еще один странный персонаж — мужчина в тюрбане, который  идет по берегу озера к левому краю картины. Обычно считается, что он символизирует мусульманство  (или язычество), изгоняемое святым Павлом. Во всяком случае его меч действительно направлен в сторону загадочного персонажа в тюрбане. Но вот ощущения, что этого героя изгоняют, на самом деле нет. Он вовсе не бежит, а просто как бы прогуливается по берегу озера. Можно предположить, что конечной идеей художника было показать эту гармонию, это спокойствие и умиротворение, которое ждет абсолютно всех в загробном мире. Возможно, после потери любимой супруги Беллини однажды увидел такой сон (или это была галлюцинация, видение), который утешил его, и тогда он постарался запомнить его и запечатлеть.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened