МЕНТАЛИСТ И ПРОБЛЕМЫ РЕНЕССАНСНОГО ПОРТРЕТА
Часть 2.
А теперь попробуем разобраться с личностью модели. Меня с самого начала как-то напрягло ее имя — Карлотта Моро. Дело в том, что если речь идет о женщине 15 века, то скорее всего более типично и привычно, если ее будут звать Изабелла, Франческа или, скажем Лукреция. Единственная Карлотта, которая приходит мне на память — это Карлотта Гризи, танцовщица, жившая в 19 веке, первая исполнительница партии Жизели в одноименном балете Адана.
С фамилией Моро тоже не все так просто. Единственная более-менее заметная персона 15 веке, носившая это имя — это миланский герцог Лодовико Сфорца. «Моро» было его прозвищем, возможно полученным за необычно темный цвет лица, и происходившем от итальягского слова Il Moro (мавр) или же от латинского слова Morus (шелковица). Сейчас более популярна вторая версия, поскольку биографы герцога Лодовико Сфорца утверждают, что он был ничуть не смуглее остальных своих родственников. Предполагается, что это прозвище дал Лодовико его отец, герцог Франческо I Сфорца, поскольку шелковица или т тутовое дерево традиционно считалось символом благоразумия и добродетели.
В принципе, на сериальном портрете вполне могла бы быть изображена супруга или же одна из многочисленных любовниц герцога Лодовико Моро. Он был женат на Беатриче д`Эсте, дочери герцога Моденского, а среди его любовниц были красивейшие женщины Италии того времени: Бернардина де Корради, Чечилия Галлерани, Лукреция Кривелли.
Так что имя Карлотта Моро показалось мне слишком необычным, и потому я решила все же поискать, откуда здесь ноги растут, и потому просто тупо вбила его в поисковик. Результат оказался, мягко говоря, несколько неожиданным. Карлотта Моро, как выяснилось является персонажем популярной компьютерной игры Assassin's Creed II, действие которой происходит в Венеции 15 века, а среди героев есть и реальные исторические лица. Биография Карлотты Моро описана так:
«Карлотта жила в Венеции, где и встретила Данте Моро - капитана венецианской стражи, они полюбили друг друга и решили пожениться.
Но их счастье длилось недолго - влиятельный Марко Барбариго увидел Карлотту и задумал заполучить, а он всегда получал, что хочет. Поскольку о разводе четы Моро не приходилось и думать, Барбариго просто подослал убийц к Данте.
Покушение провалилось, но лишь отчасти: Данте остался в живых, но получил серьёзную травму головы и лишился рассудка. Так план Барбариго был исполнен, но вдобавок, он ещё и сделал Данте своим телохранителем.
Карлотта стала вдовой в 1486 году, когда ассассин Эцио Аудиторе убил Марко Барбариго. А вскоре, от его же руки пал и Данте».
Реальной личностью в этом любовном треугольнике является Марко Барбариго, венецианский дож, один из дожей с самым коротким сроком правления (около 10 месяцев), который действительно умер при не очень понятных обстоятельствах (официальная версия — «от избытка горя») после публичной ссоры с братом Агостино, который и стал дожем после него. Вообще-то реальный Марко Барбариго был женат один раз на Лючии Руццини и имел от нее 9 детей.
Кажется, что все просто. Сценарист сериала «Менталист» был поклонником игры Assassin's Creed II и вставил в сюжет имя, которое ему запомнилось. Однако. согласно информации из Википедии, игра Assassin's Creed II была анонсирована 7 апреля 2009 года, а выпущена в продажу 17 ноября 2009 года. Серия 13 1 сезона сериала «Менталист» была впервые показана 18 января 2009 года, так что скорее всего, этот не сценарист заимствовал имя Карлотта Моро у авторов игры, а совсем наоборот, авторы игры скатились к мелкому плагиату. Так что, пока нет другой информации, получается, что этот именно сценарист Иоганн Махони сконструировал имя Карлотта Моро из глубин своей памяти и подсознания. Имя, надо признать, нетипичное для ренессансной Италии, но зато вполне запоминающееся.
А теперь еще несколько слов о наряде героини портрета. Платье, в которое она одета, также совершенно не возможно ни для 15, ни, тем более, для 14 века. Тогда носили узкие рукава, которые могли быть декорированы небольшими буфами с разрезами, отделанными тканью другого цвета, но вот широкие однотонные рукава на узком манжете, это скорее всего, мода уже начала 16 века. Я сильно подозреваю, что платье Карлотты Моро (а также прическа и цвет волос) было скопировано (с некоторыми вольностями) с картины Джорджоне «Юноша с гитарой и две девушки на берегу реки»:
Если бы сценарист не решил выпендриться и сделать картину еще более старой, что, вероятно, на его взгляд должно было добавить ей ценности, а обозначил бы как работу неизвестного художника круга Джорджоне или даже самого Джорджоне, то это существенно добавило бы убедительности сюжету.
А в итоге, можно только посоветовать сценаристам даже таких популярных шоу, рассчитанных на массового зрителя, лучше учить матчасть и не считать своих зрителей полными лохами, которые безропотно проглотят любую чушь.