Category:

АЛЬБРЕХТ ДЮРЕР. ПРАЗДНИК ЧЕТОК. ок.1506

Альбрехт Дюрер. Праздник четок. ок.1506
Альбрехт Дюрер. Праздник четок. ок.1506

Часть 1.

В 1505 году Альбрехт Дюрер во второй раз отправился в путешествие Италию. Зачем ему понадобилось совершить эту поездку, точно неизвестно. Во всяком случае, учеба и приобретение нового опыта явно не являлись его основной целью, поскольку к тому времени он уже был вполне зрелым и уважаемым мастером. Предполагается, что Дюрер, во-первых, хотел заработать, а, во-вторых, решить вопрос с авторскими правами на свои гравюры, копированием которых занимался художник Маркантонио Раймонди.
Судя по всему, у Дюрера были некоторые связи в среде немецких купцов, которые вели свой бизнес в Венеции, поэтому он направился именно туда. В этом городе уже около 400 лет (с 1228 года) существовал немецкий торговый дом, называемый Фондако-деи-Тедеско, вокруг которого сложилась община земляков Дюрера.
Надо полагать, что художник рассчитывал получить заказы именно от них. И не ошибся в своих расчетах (а может, у него существовали и какие-то предварительные договоренности).
За 2 года пребывания в Венеции Дюрер выполнил несколько совершенно блестящих работ, это были и портреты и композиции на религиозные темы.

Альбрехт Дюрер. Портрет венецианки. 1505
Альбрехт Дюрер. Портрет венецианки. 1505
Альбрехт Дюрер. Портрет Буркхарда Шпеера. 1506
Альбрехт Дюрер. Портрет Буркхарда Шпеера. 1506
Альбрехт Дюрер. Мадонна с чижиком. 1506
Альбрехт Дюрер. Мадонна с чижиком. 1506

Попав в Венецию Дюрер познакомился с Джованни Беллини, картины которого произвели на немца сильнейшее впечатление, особенно в части работы с цветом. Несмотря на существенную разницу в возрасте (а Беллини тогда было уже около 75 лет, тогда как Дюреру - слегка за 30), художники быстро нашли общий язык и подружились. Вероятно, именно Беллини сподвиг Дюрера на создание нескольких картин, совершенно нетипичных и необычных для его творчества, среди которых был, например, "Христос среди учителей". Эту работу Дюрер предназначил в подарок своему старшему коллеге.

Альбрехт Дюрер. Христос среди учителей. Ок.1506
Альбрехт Дюрер. Христос среди учителей. Ок.1506

Но всё-таки главным итогом его поездки в Венецию стала картина "Праздник четок". Ее Дюреру заказала община немецких купцов, а точнее самый именитый ее представитель Якоб Фуггер для венецианской церкви Сан-Бартоломео, расположенной возле Фондако-деи-Тедеско, где они обычно собирались на молитву. Есть версия, что заказ Дюрер получил ещё в Германии, когда был гостем Фуггера в Аугсбурге, а детали и условия окончательно были обговорены уже когда он прибыл в Венецию.

Альбрехт Дюрер. Портрет Якоба Фуггера. 1518
Альбрехт Дюрер. Портрет Якоба Фуггера. 1518
Вход и колокольня церкви Сан-Бартоломео в Венеции
Вход и колокольня церкви Сан-Бартоломео в Венеции

Название "Праздник четок" картине Дюрера было дано только в 19 веке, также ее называют "Праздник Розария" или "Праздник венков из роз". Согласно контракту, заключённому художником и немецкими купцами из Венеции, картина должна была быть посвящена Празднику Розария, поскольку именно к Богоматери Розария немцы, жившие в Венеции, питали особо благоговейные чувства.
Вообще, Розарий в католицизме - это особая форма молитвы на четках, обращённой к Богоматери. Праздник Розария отмечается 7 октября. Изначально этот праздник восходил к событию, случившемуся в 1206 году. Тогда святой Доминик прибыл в Пруиль (Франция) дабы обратить назад в католическую веру еретиков-альбигойцев. У молодого священника ничего не получалось, пока однажды с ним не случилось видение Пресвятой Богородицы, в котором она дала ему четки как радикальное орудие воздействия на еретиков.

Бернардо Каваллино. Видение Св. Доминика, получающего Розарий от Богоматери.
Бернардо Каваллино. Видение Св. Доминика, получающего Розарий от Богоматери.

Далее история Праздника Розария имела продолжение уже спустя почти 70 лет после создания картины Дюрера. Она была связана с битвой при Лепанто, состоявшейся как раз 7 октября 1571 года, в которой флот Священной лиги разгромил турецкую эскадру. Перед битвой христиане молились на розариях, а в Риме проводились процессии с чётками и молитвами к Богоматери о даровании победы над турками. Победоносный исход сражения был приписан ее заступничеству, и в память о нём папа Пий V ввёл в литургический календарь праздник, который назвал Пресвятая Дева Марии Победы. В 1573 году при следующем папе Григории XIII праздник получил официальное название «праздник Пресвятой Девы Марии Розария».

Продолжение следует...

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened