АЛЬБРЕХТ ДЮРЕР. ПРАЗДНИК ЧЕТОК. ок.1506
Часть 2.
«Праздник четок» действительно получился у Дюрера очень необычным. Это многофигурная композиция, где далеко не все персонажи в настоящее время могут быть идентифицированы. Но попробуем все-таки разобраться, что здесь происходит, и кто есть кто.
Итак, в центре композиции совершенно логично и оправдано находится Богоматерь. Она восседает на троне под зеленым балдахином, который за трогательные красные шнурочки с кисточками поддерживают ангелочки-путти. Яркий насыщенный зеленый цвет балдахина символизирует жизнь и надежду ( а также, возможно, и Богоявление). Еще двое ангелочков держат над головой Богоматери корону, причем это корона династии Габсбургов.
Богоматерь со светлыми вьющимися волосами, очень похожая на венецианку, одета в потрясающей красоты ярко-голубое платье, украшенное золотой брошью с красными и зелеными драгоценными камнями. На ее коленях довольно игриво расположился Младенец Иисус. В полном соответствии с сутью праздника Богоматерь возлагает венок из роз на голову императора Священной Римской империи Фридриха III, а Иисус — на голову папы римского Юлия II. Любопытно, что Фридриха Дюрер написал с лицом его сына, императора Максимилиана I (хотя у отца и сына достаточно сильно фамильное сходство), причем довольно точно, хотя лично он тогда императора он еще не видел, но мог основываться на рисунке художника Амброджо де Предиса, а вот Юлия изобразил без соблюдения портретного сходства. Это принято объяснять тем, что Венеция, где Дюрер работал над созданием картины, в то время враждовала с папой Юлием II.
Присутствие именно этих двух исторических лиц, возглавляющих две процессии мирян, движущихся к престолу Богоматери слева и справа, объясняется тем, что и папа Юлий, и император Фридрих способствовали утверждению в Германии Братства Розария (Молитвенное Братство Розария было основано Якобом Шпренгером в Кельне в 1475 году).
Венки, которые Богоматерь и Иисус возлагают на головы императора и папы, а также ангелы раздают всем участницам действа, сплетены из роз белого и красного (а, точнее ярко-розового) цвета. Белые являются символом чистоты Марии, а красные означают страдания Христа. Считается, что сплетённые вместе они знаменуют собой объединение всех христиан в вере.
Еще одним персонажем, раздающим венки из роз является святой Доминик, покровитель Розария, с чьим именем и связано появление этой католической традиции. Он изображен в традиционном одеянии монаха своего ордена (белая туника и черный плащ) с белыми лилиями на длинном стебле. Эти цветы, символ Девы Марии, традиционно сопровождают изображения св.Доминика.
Из остальных персонажей картины с более-менее достаточной степенью уверенности можно идентифицировать лишь нескольких. Во-первых, это патриарх (иначе говоря епископ с особыми полномочиями) Венеции Антонио Сориано. Он изображен у левого края полотна преклонившим колени с руками, сложенными для молитвы. Рядом с ним справа, обернувшись к нему, стоит Буркхард фон Шпеер, который был капелланом церкви Сан-Бартоломео.
Человек, держащий в руке крест, на голову которого венок возложил святой Доминик - это венецианский кардинал Доменико Гримани, известный покровитель искусств.
У правого края картины под деревом стоит сам Альбрехт Дюрер. Он одет в экзотический наряд, нечто вроде розовой мантии с золотистым меховым воротником и эффектными полосатыми, черно-розовыми рукавами. Он носит волосы до плеч, как и на более ранних автопортретах, но теперь отрастил ещё и элегантную бородку.
Есть версия, что персонаж в черном одеянии, который расположен в нижнем ряду последним у левого края картины - это архитектор Джироламо Тедеско, по проекту которого было построено здание Фондако-деи-Тедески в 1228 голу.
Продолжение следует...