
Часть 2
ЮДИФЬ И ОЛОФЕРН
На некоторых музейных залах, вероятно, стоило бы сразу вешать табличку 18+ или даже 21+, чтобы наверняка. Количество триллеров или эротики, переходящей в порнографию, на стенах музея иногда превышает все допустимые на квадратный метр нормы. Причем в отличии от кино или театра, где царит определенная условность, как бы режиссеры не поклонялись Станиславскому, художники, начиная с 15 века старательно доводили свои работы до иллюзорного правдоподобия, и только в конце 19 века начался поиск другого художественного языка, противоположного голому натурализму.
Из библейских сюжетов художниками традиционно выбирались наиболее драматические и ужасные

Изначально наиболее распространенным был сюжет, именуемый «Юдифь с головой Олоферна». Он появился еще в средние века, но особое распространение получил в эпоху Возрождения. Очевидно, художники пытались постичь сущность женской природы, изображая, одновременно убийцу и патриотку. Впрочем, в более ранние эпохи Юдифь символизировала Добродетель, побеждающую порок (в принципе, такое толкование не противоречит логике), либо Смирение (что совершенно не подходит ко всей этой истории).


Юдифь отрезает голову Олоферну Юдифь и служанка
Но наиболее типичной была все-таки другая версия толкования этой истории: Юдифь

Вариант, когда молодая женщина держит голову поверженного мужчины вместо сумочки, постепенно к середине 16 века, то есть к эпохе маньеризма и раннего барокко, сменился наиболее драматическим эпизодом собственно отрезания головы усыпленному врагу. Иногда в сцене присутствует и служанка, возможно, для того,

В эпоху контрреформации, то есть во второй половине 16 века история Юдифи неожиданно начинает символизировать Кару либо Победу над грехом. Очевидно, к такому толкованию истории богословов подтолкнул меч в руках у героини, которым она умело пользуется.
И как бы ни была прекрасна Юдифь на этих полотнах, отрезанная голова Олоферна не дает зрителю забыть, что одна женщина может быть не менее опасна, чем целая вражеская армия.
Продолжение следует…