ПОРТРЕТ СЭРА ХЬЮГО БАСКЕРВИЛЯ В ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ЭКРАНИЗАЦИЯХ

Одним из самых любимых для меня моментов в «Собаке Баскервилей» было установление личности Стэплтона как одного из членов рода Баскервилей по портрету злодея Хьюго. Меня всегда интриговало, что же это был за портрет, кто его написал и как он выглядел.
На самом деле о Хьюго Баскервиле нам известно совсем немного. История с несчастной дочерью фермера, которую он похитил, произошла в период с 1642 по 1649 год. В манускрипте, который привез Холмсу для ознакомления доктор Мортимер, есть только одна временная привязка — Великое восстание. Правда, так в Англии именовали и восстание Уота Тайлера, случившееся в 14 веке, и период Английской буржуазной революции и гражданской войны середины 17 века. Указание на сочинение лорда Кларендона, ярого роялиста и непосредственного участника событий эпохи Кромвеля, решает эту проблему в пользу 17 века.
Судя по довольно невнятному описанию фамильной хроники, сэр Хьюго был «человеком необузданным, нечестивым и безбожным». Возраст его нигде в легенде не указывается, но скорее всего мужчина, способный в один вечер похитить девушку, потом пировать всю ночь с друзьями и еще сохранить силы для предполагаемых любовных утех и вынужденного преследования беглянки, должен был находиться в расцвете сил, то есть в возрасте 30-40 лет. А это значит, что его портрет мог быть написан в период с середины 1630 до конца 1640-х годов.
Впрочем, дата написания портрета известна довольно точно — это 1647 год. Число было написано на обороте холста, как указал доктор Уотсон со слов сэра Генри Баскервиля. Баскервили были богатым семейством, поэтому скорее всего могли заказать портрет у лучшего лондонского портретиста того времени, коим на тот момент являлся Питер Лели.

Питер Лели (1618 – 1680) родился в Зосте (Германия) и хотя считался немцем по национальности, имел голландские корни. Его настоящее имя было Петер фон дер Фаэс. Учился живописи он в Утрехте, а потом отправился искать счастья в Англию. Он прибыл в Лондон в год смерти ван Дейка в 1641 году, что оказалось весьма символичным для его дальнейшей карьеры.
Как художник, по мнению искусствоведов, он испытал влияние Караваджо и самого ван Дейка. Первыми заказами, которые исполнял Лели на королевской службе, как раз и были реставрационные работы полотен ван Дейка, находившихся в королевских галереях и в частных собраниях.
Скорее всего, именно от Питера Лели английские живописцы впоследствии и восприняли пресловутую сочность мазка и глубину тона, составившие национальные особенности их художественной манеры.

Лели был вполне успешным профессиональным портретистом. Возможно, ему не хватало утонченности и психологизма ван Дейка, но со своей задачей он справлялся прекрасно. Недаром по прибытию в Англию он очень быстро обзавелся обширной клиентурой среди аристократии, а затем стал придворным художником Карла II. Он превосходно писал парадные портреты английской знати, сосредотачиваясь, в основном, на внешнем блестящем антураже, что, в сущности, и составляет отличительную особенность парадного барочного портрета соответствующей эпохи.

Самым знаменитым творением сэра Питера является портретная галерея первых дам английского Двора, которая носит название «Виндзорские красавицы». Эта серия из 12 портретов писалась с 1662 по 1665 годы. Первоначально картины украшали спальню королевы в Виндзорском замке, откуда и произошло название. Сейчас эти картины хранятся в Хэмптон-Кортском дворце.
На портрете из галереи Баскервиль-холла Хьюго Баскервиль был изображен в черном бархатном камзоле с кружевами и в широкополой шляпе с плюмажем. Уотсон упомянул еще длинные локоны, обрамляющие узкое суровое лицо, поджатые тонкие губы и холодный взгляд, который Холмс характеризовал как бесовский. Честно говоря, мне не удалось в обширной галерее портретов работы Питера Лели найти что-то похожее, поскольку в черных камзолах на его портретах предстает только король Яков II, а шляпы мужчины не носят вообще. Но кружева и локоны, как правило, представлены в избытке. Вот типичный мужской портрет его работы:

А теперь посмотрим как же каноническому этому описанию следуют авторы двух отечественных экранизаций «Собаки Баскервилей».
1971 год. Телевизионный фильм «Собака Баскервилей» с Николаем Волковым в роли Шерлока Холмса и Львом Круглым в роли доктора Ватсона. Фильм черно-белый, явно снят с минимальным бюджетом.

Роль портрета Хьюго Баскервиля играет картина однозначно стилизованная под 16 век. Никаких локонов по моде середины 17 века, кружев и плюмажа на портрете нет. Модель коротко подстрижена, имеет аккуратные усы и бородку. На голове что-то не очень вразумительное (берет?). Плащ, подбитый мехом, и расшитый парчовый вамс также отсылают зрителя к 16 или в крайнем случае самому началу 17 века. Художники фильма Валерий Вейцлер и Игорь Зеленский явно не заморачивались с тем, чтобы хотя бы прочесть текст первоисточника.

1981 год. Классическая экранизация Игоря Масленникова. Художник Белла Маневич подошла к проблеме портрета Хьюго Баскервиля более творчески и хорошо узнаваемый облик Олега Янковского-Стэплтона вписала в очень известный портрет Генри Ризли, 3-го графа Саутгемптона выполненный во время его заключения в Тауэре после заговора Эссекса ( 1603, приписывается Джону де Критцу).


Копия получилась, конечно, весьма остроумной, но стилистика портрета явно запаздывает почти на полвека, несмотря на локоны и кружева.
Впрочем, если Баскервили поскупились, и заказали портрет Хьюго у какого-то местного провинциального мазилы, то могли получить именно это.