nikonova_alina

Categories:

"ВИНДЗОРСКИЕ КРАСАВИЦЫ" СЭРА ПИТЕРА ЛЕЛИ

Питер Лели. Портрет Фрэнсис Терезы Стюарт, герцогини Ричмондской. ок.1662
Питер Лели. Портрет Фрэнсис Терезы Стюарт, герцогини Ричмондской. ок.1662

Часть 2.

Первым портретом серии «Виндзорских красавиц» считается изображение Фрэнсис Терезы Стюарт, герцогини Ричмондской и Леннокс. Современники называли ее величайшей красавицей своего времени, кроме того дама обладала еще и достаточно независимым характером (но при этом современники считали ее круглой дурой). Прославилась она не только красотой, но и тем, что отказала королю Карлу II, когда он страстно влюбился в нее. После того, как она отказалась стать его любовницей, Карл всерьез рассматривал возможность развестись и официально жениться на леди Фрэнсис, но она дала ему понять, что даже в таком случае не желает быть с ним. Король отступился, и ограничился лицезрением ее при дворе (она была фрейлиной королевы) и заказом портрета. Судя по всему, портрет герцогини Ричмондской был заказан еще до того, как королю пришло в голову сделать серию изображений придворных красавиц, и вполне вероятно, что  идея как раз и возникла, когда портрет был готов.

Утверждают, что леди Фрэнсис была единственной из моделей Лели, кому не было необходимости улучшать и корректировать внешность. Она была настолько хороша, что позднее даже стала моделью для персонифицированного образа Британии на памятной монете, выпущенной в честь Бредского мирного договора 1667 года.

Джон Роттьерс. Реверс памятной медали  в память об окончании второй англо-голландской войны. 1667
Джон Роттьерс. Реверс памятной медали в память об окончании второй англо-голландской войны. 1667

К сожалению, красота леди Фрэнсис была уничтожена, когда в 1669 году она перенесла оспу.

На портрете Лели изобразил модель в образе Дианы с луком в руке, но в нарядном придворном платье и с модной прической, украшенной жемчугом. Жемчужное ожерелье на шее и жемчужные серьги дополняют эффектный наряд.

Следующая модель — Элизабет Гамильтон, графиня де Грамон, представлена в виде святой Екатерины, держащей в руке пальмовую ветвь как символ мученичества. За ее спиной — колесо с зубьями, на котором пытали св. Екатерину.

Питер Лели. Портрет Элизабет Гамильтон, графиня де Грамон. ок. 1663
Питер Лели. Портрет Элизабет Гамильтон, графиня де Грамон. ок. 1663

Элизабет была ирландского происхождения, детство провела во Франции при дворе королевы Генриетты Марии, поскольку ее отец увез туда семью после 1650 года. В Англии ее именовали не иначе как «Красавица Гамильтон» и очень ценили не только за красоту и шарм, но и за остроумие. Все самые забавные розыгрыши и шутки при дворе Карла II придумывала и организовывала именно Элизабет Гамильтон. Например, она убедила богатую, но недостаточно знатную, чтобы бывать при дворе, наследницу Маргарет Брук, что она приглашена самой королевой на придворный бал и заставила бедную девочку вырядиться Вавилонской блудницей и в таком виде явиться в королевский дворец. С королевой Екатериной Брагансской, супругой Карла II, у Элизабет Гамильтон были дружеские и доверительные отношения. Скорее всего, образ св.Екатерины на ее портрете напрямую связан с именем королевы.

Позднее Элизабет вышла замуж за француза, шевалье Филибера де Грамона, который некоторое время скрывался при дворе английского короля, поскольку вызвал гнев короля Франции Людовика XIV, посмев ухаживать за его любовницей мадемуазель Анн-Люси де ла Мот-Уданкур. 

Кстати история этого брака тоже вполне достойна приключенческого романа, а еще лучше фильма. Когда Людовик узнал, что шевалье де Грамон больше не интересуется мадемуазель де ла Мот-Уданкур и переключил свое внимание на леди Гамильтон, то он разрешил ему вернуться во Францию. Шевалье тотчас поспешно собрался и отправился в Дувр. Братья Элизабет, Джордж и Эдвард, узнав об этом, пустились за ним в погоню и перехватили де Грамона по дороге. Говорят, они ехидно поинтересовались, не забыл ли он что-нибудь в Лондоне, а шевалье, которого два разъяренных ирландца держали под дулами пистолетов, ответил с невинным видом:

«Pardonnez-moi, messieurs, j'ai oublié d'épouser votre sœur» (Простите меня, господа, я забыл жениться на вашей сестре).

В итоге свадьба состоялась, и в Париж в начале 1664 года шевалье прибыл уже в сопровождении молодой жены. Позднее она стала фрейлиной при дворе королевы Марии Терезы. А история с братьями по слухам явилась источником вдохновения для Мольера, который описал ее в своей комедии «Брак поневоле», которую впервые представили публике в 1664 году.

Продолжение следует...

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened