"ВИНДЗОРСКИЕ КРАСАВИЦЫ" СЭРА ПИТЕРА ЛЕЛИ

Часть 4. Энн Спенсер и Элизабет Райотсли
Следующая модель Питера Лели, Энн Спенсер, урожденная Дигби, принадлежала к самой верхушке английской знати. Она была дочерью Джорджа Дигби, 2-го графа Бристоля, и его жены леди Энн Рассел. В 1665 году ее выдали замуж за Роберта Спенсера, 2-го графа Сандерленда,и этой свадьбе предшествовала странная история. Когда все между семьями Дигби и Спенсеров было окончательно договорено, жених неожиданно разорвал помолвку и заявил, что «у него достаточно причин, и он решил никогда не жениться на Энн». Что случилось, так никто и не понял, хотя потом по Лондону пошли слухи, что у юной Энн был роман с дядей жениха, Генри Сидни, 1-м графом Ромни. Тогда за дело взялись матери жениха и невесты, и как-то смогли помирить молодых. Свадьба состоялась и брак продержался более двадцати лет до смерти Роберта Спенсера в 1688 году, при этом больше никаких скандалов за Спенсерами не наблюдалось. Энн родила от мужа семерых детей, из которых двое умерли во младенчества, и только один, младший сын Чарльз, пережил свою мать.
Энн была была фрейлиной королевы Марии Моденской, супруги Якова II и присутствовала при рождении принца Уэльского. Именно она объявила королю, что у него родился долгожданный наследник. Позднее она стала близкой подругой Сары Черчилль, герцогини Мальборо. А с королевой Анной она враждовала, поскольку королева завидовала этой дружбе и делала Энн Спенсер всяческие гадости.
На портрете, написанном одним из послндних в серии, Энн Спенсер представлена в золотистом платье с темно-красным плащом на бархатноьй подкладке. Это придворный наряд. Рядом с моделью на высокий пьедестал, украшенный цветочной гирляндой, Питер Лели поместил золоченую вазу с львиной головой. Возможно, отметил таким образом богатство и влияние Энн Спенсер при дворе.

За Элизабет Райотсли никаких особых скандальных историй не числилось. в 1662 году она благополучно вышла замуж за за Джоселина Перси, 11-го графа Нортумберленда из Петворт-хауса в Сассексе, который владел обширными поместьями по всей Англии, а позднее родила ему двоих детей. Но она была покровительницей искусств в целом и Питера Лели в частности. Он часто писал ее, и, судя по всему, ее портрет оказался в галерее «Виндзорских красавиц» по его инициативе. В 1670 году супруги Перси даже отправились в путешествие в Италию, но к сожалению там сэр Джоселин заболел и умер, а леди Элизабет осталась вдовой в 24 года. Позднее она вышла замуж во второй раз и получила от второго мужа Ральфа Монтегю еще один графский титул.
Пожалуй, портрет Элизабет Райотсли — единственный в серии, где чувствуется определенная симпатия художника к модели. Питер Лели пишет ее в охристо-золотистом придворном платье. Жест ее правой руки указывает на дворец, находящийся в глубине пейзажного фона.
Все портреты писались примерно в одно и тоже время, их героини, одетые в весьма однотипные наряды, очень похожи между собой. Очевидно такова была специфика этого заказа, чтобы портреты хорошо сочетались между собой и составляли как бы единое целое в стилистическом и колористическом отношении. Лишь в нескольких портретах индивидуальность модели была настолько сильна, что прорвалась на холст возможно даже вопреки воли художника. Любопытно, что большинство портретов писалось как раз в то время, когда их героини выходили замуж.
Первоначально коллекция украшала спальню королевы Екатерины Браганской в Виндзорском замке (не думаю, что ей доставляло удовольствие каждую ночь созерцать в числе прочих красавиц любовниц своего мужа), затем, в начале 1830-х годов их перевезли в дворец Хэмптон-Корт, где коллекция находится до настоящего времени.
