nikonova_alina Италия

Categories:

ЖОРЖ ДЕ ЛА ТУР. ИОСИФ-ПЛОТНИК. между 1638 и 1645


Жорж де ля Тур. Иосиф-плотник. Между 1638 и 1645
Жорж де ля Тур. Иосиф-плотник. Между 1638 и 1645

Неисповедимы пути распространения художественной мысли. Иногда даже кажется, что идеи буквально витают в воздухе, откуда их и извлекают те, кому они оказываются в определенный момент совершенно необходимы.
Вот именно так и произошло с Жоржем де ля Туром, художником, который никогда в жизни не покидал свою родную Лотарингию. 

В 17 веке это была глухая провинция, до которой с трудом доходили отголоски художественной моды, создаваемой в Италии. Но все же как-то доходили, поскольку ля Тур, который никогда не видел ни одной картины Караваджо, оказался самым ярким представителем караваджизма во французском искусстве, виртуозно использовавшим основные принципы этого направления.
Он родился в небольшом городке Вик-сюр-Сей в 1593 году в семье то ли мясника, то ли булочника (а возможно мельника или каменотеса), учился искусству живописи у кого-то из местных, пользовался покровительством герцога Лотарингского Генриха II, и с его высочайшего позволения обосновался в конечном итоге в Люневиле, где и прожил большую часть жизни.
Исследователи полагают, что основное влияние на Жоржа де ля Тура оказали проезжавшие через Лотарингию живописцы, возвращавшиеся из Италии в Нидерланды, поскольку именно через это герцогство походил самый короткий и удобный путь для такой поездки.
Именно от этих своих коллег он и мог перенять новую манеру письма с использованием так называемого "погребного освещения", когда создаётся напряженность и резкость световых контрастов, что придает сцене особое напряжение и интригу. Кроме того, для последователей Караваджо всегда были особо интересны сюжеты, связанные с жизнью простонародья.
Жорж де ля Тур не только запомнил,что и как делали его коллеги, но развил идею, став одним из самых великолепных мастеров караваджизма во Франции.
Картина "Иосиф-плотник" была написана между 1638 и 1645 годами вероятно для монастыря кармелиток в Меце.


Исследования показали, что картина была написана на довольно необычном, очень плотном полотне. Такой же материал был использован и для картины "Св.Ирина и св.Себастьян", что свидетельствует о том, что обе картины были написаны примерно в одно время.

Жорж де ля Тур. Св.Ирина и св.Себастьян. 1648 (?)
Жорж де ля Тур. Св.Ирина и св.Себастьян. 1648 (?)

На картине представлена сцена из детства Иисуса. Его названный отец, Иосиф, занимается своим столярным ремеслом, сверлит кусок дерева специальным буром. Форма инструмента соответствует форме Креста, а кусок дерева, лежищий на полу, расположен относительно фигуры сидящего Иисуса крестообразно, что намекает на грядущее распятие. Более того, мальчик, терпеливо сидящий подле своего отца и держащий свечу, освещая его работу, демонстрирует одновременно «сыновнее послушание и принятие своей участи мученика».
Свеча в данном случае является сильным, центральным и единственным источником света, окружённым тенями.
Божественную природу маленького Иисуса художник подчеркивает, изображая его с поднятой рукой, как бы в благословении. При этом свет свечи, сияющий сквозь плоть, представляет собой аллегорическое указание на Христа как на «Светоч мира».
Именно эта деталь и указывает на то, что перед нами не просто жанровая сцена, но изображение божественного света, не освещающего плотника, а исходящего от его богоданного Сына.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened