nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Categories:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: ИСТОРИЯ ИСКУССТВА

САДИСТЫ ЗА МОЛЬБЕРТОМ

Часть 6.

СВЯТОЙ СЕБАСТЬЯН

         По части изобретательности в области пыток древние римляне, очевидно, способны превзойти всех, даже нацистов и современных исламских фундаменталистов, представляющих некое квазигосударство, упоминание о котором не приветствуется в отечественных СМИ. То, что претерпевали первые христианские мученики настолько ужасно, что невозможно себе представить, что это вообще можно было до какой-то степени пережить. А если верить католическим текстам, они и под пытками оставались какое-то время живыми, проповедовали, общались с Богом и ангелами, даже совершали какие-то деяния. Конечно, на все воля Божия, и Божий промысел никто не отменял, даже если эти чудеса и противоречат здравому смыслу и научным фактам.
       Вот и история святого Себастьяна тоже относится к таким католическим легендам о странных чудесах, противоречащих подчас здравому смыслу. Впрочем, считается, что как раз здесь чудес было меньше, чем обычно, потому история Себастьяна является более достоверной, хотя документальных доказательств реального существования этого человека пока никому найти не удалось.
       Считается, что Себастьян жил в 3 веке нашей эры и был начальником преторианской стражи при императоре Диоклетиане (это, как раз вполне реальное историческое лицо). Он был тайным христианином, что выяснилось, когда за христианскую веру были осуждены на казнь двое его друзей и сослуживцев – Марк и Маркеллин. Себастьян решил их поддержать, после чего был отдан приказ казнить и его. Его придумали пронзить стрелами (огнестрельного оружия тогда не существовало), что и было исполнено.
       Расстрельная команда решила, что Себастьян умер, и бросила его одного лежать на земле. Чудо заключалось в том, что хотя тело Себастьяна было пронзено стрелами во многих местах, ни один жизненно важный орган не был поврежден, и молодой человек остался жив. Не знаю, как к такому чуду отнесутся медики, мне все же кажется, что такое количество даже не слишком серьезных ран должно вызвать обильную кровопотерю, и без профессиональной медицинской помощи даже святому выжить не реально.
       Хотя в какой-то мере помощь ему была все же оказана некоей вдовой по имени Ирина (между прочим, теперь она считается покровительницей сестер милосердия, а на картинах изображается с флаконом целебной мази или извлекающей стрелы из тела Себастьяна).
       Излечившись, Себастьян предстал перед императором, демонстрируя торжество христианской веры, после чего его снова приговорили к смерти, и на сей раз забили насмерть дубинками.
       История святого Себастьяна стала популярной в 15-16 веке, и многие художники практиковались в изображении красивого обнаженного  мужского тела, пронзенного множеством стрел. Возможно, эта популярность сюжета объясняется тем, что по прихоти причудливой человеческой логики, Себастьян стал считаться защитником человечества от чумы. Дело в том, что от античных времен считалось, что чума насылается на людей стрелами Аполлона. Стрелы, пронзившие святого и стрелы, рассылаемые античным божеством, каким-то образом соединились в единый образ и порадили настоящий культ святого Себастьяна.
       Художники Возрождения еще не так хорошо представляли себе человеческую анатомию, чтобы расположить стрелы на теле своего героя так, чтобы они действительно не задели ничего важного. Особенно умиляет один из святых Себастьянов Андрея Мантеньи, у которого стрела прошла через голову (вошла в шею, а вышла в середине лба), и, очевидно, также не задела ничего важного в организме.
       Впрочем, в 16 веке некоторые художники все-таки перестали изображать Себастьяна в виде ежика, усыпанного стрелами, и предпочли помещать на картине симпатичных мальчиков в богатых одеждах и всего с одной стрелой в руке, обозначавшей символ мученичества. Между прочим, среди искусствоведов достаточно распростанены версии, что в лице святых Себастьянов из мастерских Леонардо и Микеланджело, художники соответствующего круга изображали своих любовников. Вполне возможно, мальчики были симпатичные, даже на современный взгляд. А вот в 17 веке более популярным стал сюжет со святой Ириной, излечивающей Себастьяна.
       Занятно, что третей частью истории с избиением Себастьяна дубинками и уничтожением его тела в клоаке Максима, кажется, никто из художников так и не вдохновился.

         Продолжение следует...
 
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments