
Часть 7.
ЛУКРЕЦИЯ
История Лукреции – еще одна из многих странностей мирового искусства, когда явно уголовная история, место которой, скорее в криминальной или с учетом дальнейших событий, в политической истории человечества, вдруг становится источником вдохновения для множества художников. Но если как следует вдуматься в каноническое изложение этой темы, то можно обнаружить такое количество неувязок, что это наводит на размышления о существовании некоей провокации, и требует тщательного расследования.
Традиционно история несчастной добродетельной Лукреции излагается так:
Лукреция жила в Древнем Риме во времена правления тирана Тарквиния Гордого, и была супругой


А теперь вопросы:

1. Неужели Секст воспылал к Лукреции спонтанной страстью, которая и подвигла его влезть в дом и добиться своего всеми возможными способами? А может быть он вообще шлялся по Риму и вламывался во все дома подряд в поисках более-менее молодой и симпатичной хозяйки? Или все-таки, он был знаком с Лукрецией и прежде, тем более что они принадлежали к одному аристократическому кругу, посещали какие-то совместные мероприятиях, ведь в Древнем Риме дамы вовсе не были затворницами. Вполне вероятно, раз она считалась в Риме первой красавицей, а он был первым парнем на деревне (еще бы – сын тирана), то Секст мог оказывать Лукреции некие знаки внимания и даже делать недвусмысленные намеки. И итоге, у меня второй вопрос:
2. Неужели муж женщины, к которой пристает местный плейбой, не имеет об этом никакого представления? Допустим, она действительно была столь добродетельна, что ей было стыдно пожаловаться мужу на домогательства ловеласа. Но неужели муж был слепым и глухим, неужели в его теплой мужской компании не обсуждали похождения Секста Тарквиниевича, и его приставания к другим замужним дамам. Да и отец ее тоже мог бы подумать о том, в каком обществе им приходится вращаться. И из этого следует третий вопрос:

4. А не было ли это происшествие с Лукрецией заранее спланировано ее мужем и отцом, которые использовали бедняжку, как разменную карту в своих политических игрищах. Невинную добродетельную красавицу насилует сын тирана, этого вполне достаточно, чтобы спровоцировать гнев народных масс и организовать государственный переворот, свергнув правителя. Может, расписывая прелести и добродетели своей супруги в мужской компании, Тарквиний Коллатин сознательно возбуждал интерес Секста к Лукреции, а когда тот дозрел, дал ему понять, когда ни мужа, ни отца женщины не будет дома, да еще и охрану удалил. Возможно, единственное, что эти политические заговорщики не просчитали, это то, что Лукреция не сможет жить после такого инцидента. Она, видимо и вправду была искренне добродетельной женщиной, доверяла отцу, любила мужа и хранила ему верность.
Лукреция. XVI в.



Монограммист I.W. Лукас Кранах Старший
Истории Лукреции начинает появляться в творчестве художников с 16 века. Почему-то ее особенно любил Лукас Кранах Старший, у него есть несколько вариантов этого сюжета. В 16 веке чаще всего изображают момент, предшествующий самоубийству Лукреции, то есть женщину, которая направляет себе в грудь или в живот кинжал. В 17 веке более популярна стала сцена насилия с участием Секста и слуги со светильником. А вот у Боттичелли есть развернутая в нескольких сценах полная история Лукреции, включая и финальный государственный переворот.

Сандро Боттичелли. История Лукреции
Продолжение следует…