nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Category:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: ИСТОРИЯ ИСКУССТВА

САДИСТЫ ЗА МОЛЬБЕРТОМ

Часть 7.

ЛУКРЕЦИЯ

         История Лукреции – еще одна из многих странностей мирового искусства, когда явно уголовная история,  место которой, скорее в криминальной или с учетом дальнейших событий, в политической истории человечества, вдруг становится источником вдохновения для множества художников. Но если как следует вдуматься в каноническое  изложение этой темы, то можно обнаружить такое количество неувязок, что это наводит на размышления о существовании некоей провокации, и требует тщательного расследования.
       Традиционно история несчастной добродетельной Лукреции излагается так:
       Лукреция жила в Древнем Риме во времена правления тирана Тарквиния Гордого, и была супругой патриция Тарквиния Коллатина. Ее отец, Спурий Лукреций Триципитин, тоже был человеком влиятельным, он занимал должность консула. Лукреция считалась дамой красивой и добродетельной, и такое впечатление, что эту свою добродетель она несла перед собой как знамя, очевидно, в отличие от ее соплеменниц, которые были не прочь завести неформальные отношения с друзьями мужей или даже с привлекательными слугами.
         Сын Тарквиния Гордого, Секст Тарквиний, возжелал несчастную Лукрецию, и однажды явился к ней домой, когда она была одна, и потребовал, чтобы она ему отдалась. Лукреция, естественно, вежливо ему отказала, а он пригрозил, что убьет ее, а потом еще убьет слугу, который был в соседней комнате, и положит их вместе, чтобы все думали. Что она изменяла мужу с рабом. Это, конечно, была жуткая угроза, после чего Лукреция согласилась на предложение визитера. Когда все было закончено (и Секст ее не убил(!), получив свою долю удовольствия), она призвала на помощь мужа и отца и покончила с собой, после того, как все рассказала. Отец и муж Лукреции после случившегося и активно включились в политическую борьбу, которая закончилась восстанием под предводительством Луция Юния Брута, племянника Тарквиния Гордого, свержением тирании и установление в Древнем Риме Республики.
          А теперь вопросы:
          1.     Неужели Секст воспылал к Лукреции спонтанной страстью, которая и подвигла его влезть в дом и добиться своего всеми возможными способами? А может быть он вообще шлялся по Риму и вламывался во все дома подряд в поисках более-менее молодой и симпатичной хозяйки? Или все-таки, он был знаком с Лукрецией и прежде, тем более что они принадлежали к одному аристократическому кругу, посещали какие-то совместные мероприятиях, ведь в Древнем Риме дамы вовсе не были затворницами. Вполне вероятно, раз она считалась в Риме первой красавицей, а он был первым парнем на деревне (еще бы – сын тирана), то Секст мог оказывать Лукреции некие знаки внимания и даже делать недвусмысленные намеки. И итоге, у меня второй вопрос:
          2.     Неужели муж женщины, к которой пристает местный плейбой, не имеет об этом никакого представления? Допустим, она действительно была столь добродетельна, что ей было стыдно пожаловаться мужу на домогательства ловеласа. Но неужели муж был слепым и глухим, неужели в его теплой мужской компании не обсуждали похождения Секста Тарквиниевича, и его приставания к другим замужним дамам. Да и отец ее тоже мог бы подумать о том, в каком обществе им приходится вращаться. И из этого следует третий вопрос:
          3.     Лукреция была дома одна. Слуга, похоже, не в счет, если он даже не попытался защитить свою хозяйку, когда к ней вломился Секст, а она даже не сомневалась, что он спокойно даст пришельцу перерезать себе горло. Между прочим, изображая этот сюжет, художники часто включают в число персонажей на картине слугу, который держит светильник, то ли, чтобы как следует насладиться сценой насилия над хозяйкой, то ли, чтобы Сексту было удобнее развлекаться с Лукрецией. Но почему, предполагая подобное развитие событий, ни муж, ни отец, уходя из дома, не позаботились о нормальной охране? Почему перед покоями бедной женщины не стоял взвод вооруженных до зубов легионеров? Почему при ней был всего один слуга, и тот какой-то малохольный?  И из этого следует четвертый вопрос:
4.     А не было ли это происшествие с Лукрецией заранее спланировано ее мужем и отцом, которые использовали бедняжку, как разменную карту в своих политических игрищах. Невинную добродетельную красавицу насилует сын тирана, этого вполне достаточно, чтобы спровоцировать гнев народных масс и организовать государственный переворот, свергнув правителя. Может, расписывая прелести и добродетели своей супруги в мужской компании, Тарквиний Коллатин сознательно возбуждал интерес Секста к Лукреции, а когда тот дозрел, дал ему понять, когда ни мужа, ни отца женщины не будет дома, да еще и охрану удалил. Возможно, единственное, что эти политические заговорщики не просчитали, это то, что Лукреция не сможет жить после такого инцидента. Она, видимо и вправду была искренне добродетельной женщиной, доверяла отцу, любила мужа и хранила ему верность.

                                                Лукреция. XVI в.


 
      Монограммист I.W.                                     Лукас Кранах Старший

          Истории Лукреции начинает появляться в творчестве художников с 16 века. Почему-то ее особенно любил Лукас Кранах Старший, у него есть несколько вариантов этого сюжета. В 16 веке чаще всего изображают момент, предшествующий самоубийству Лукреции, то есть женщину, которая направляет себе в грудь или в живот кинжал. В 17 веке более популярна стала сцена насилия с участием Секста и слуги со светильником. А вот у Боттичелли есть развернутая в нескольких сценах полная история Лукреции, включая и финальный государственный переворот.


                    Сандро Боттичелли. История Лукреции

Продолжение следует…

 
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments