nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Category:

ШЕРЛОК ХОЛМС И ПОРТРЕТНАЯ ГАЛЕРЕЯ БАСКЕРВИЛЬ-ХОЛЛА

ПОРТРЕТНАЯ ГАЛЕРЕЯ БАСКЕРВИЛЬ-ХОЛЛА:
КРАТКИЙ ОБЗОР АНГЛИЙСКОЙ ЖИВОПИСИ и ПРОБЛЕМЫ АТРИБУЦИИ

Часть 2. Портрет сэра Хьюго Баскервиля

          Самым любопытным в данном исследовании можно считать попытку установить, кто именно из известных художников 17 века написал портрет сэра Хьюго Баскервиля, тот самый, который окончательно разрешил для Холмса криминальную головоломку с ужасной собакой и убийством сэра Чарльза Баскервиля, а также помог идентифицировать личность Стэплтона из Меррипит-хауса.
          Было бы очень заманчиво предположить, что портрет Хьюго написал сам Антонис ван Дейк, один из крупнейших художников в истории мирового искусства (однозначно, первый эшелон!), фламандец, ученик Рубенса, который долгое время работал в Англии, будучи придворным живописцем Карла I.
         Финансово Баскервили в то время, разумеется, могли бы себе это позволить. К тому же ван Дейк, блестящий портретист, прекрасно умел передавать тайный внутренний мир своих героев даже в заказных официальных портретах, поэтому такой неоднозначный человек, каким был Хьюго Баскервиль, мог бы его заинтересовать и сам по себе, а не только как потенциальный заказчик. Но, к сожалению, это невозможно.

                               
        Портрет Хьюго датирован 1647 годом, эта дата была написана на обороте холста, как указал доктор Уотсон со слов сэра Генри Баскервиля. А Антонис ван Дейк умер в 1641 году. Так что для того, чтобы установить автора портрета Хьюго Баскервиля следует найти художника, который, так сказать, занял место первого портретиста Англии после смерти ван Дейка.

        И такой художник есть. По рождению немец или голландец, также как и Годфри Неллер, он носил малопривычное для английского уха имя Петера фон дер Фаэса. В Англии же он стал сначала просто Питером Лели, потом и сэром Питером.
       Питер Лели (1618 – 1680) родился в Зосте (Германия) и хотя считался немцем по национальности, имел голландские корни. Учился живописи он в Утрехте, а потом отправился искать счастья в Англию. Он прибыл в Лондон в год смерти ван Дейка в 1641 году, что оказалось весьма символичным для его дальнейшей карьеры.
        Как художник, по мнению искусствоведов, он испытал влияние Караваджо и самого ван Дейка. Первыми заказами, которые исполнял Лели  на королевской службе, как раз и были реставрационные работы полотен ван Дейка, находившихся в королевских галереях и в частных собраниях.
        Возможно, именно от Питера Лели английские живописцы впоследствии и восприняли пресловутую сочность мазка и глубину тона, составившие национальные особенности их художественной манеры.
        Лели был вполне успешным профессиональным портретистом. Возможно, ему не хватало утонченности и психологизма ван Дейка, но со своей задачей он справлялся прекрасно. Недаром по прибытию в Англию он очень быстро обзавелся обширной клиентурой среди аристократии, а затем стал придворным художником Карла II. Он превосходно писал парадные портреты английской знати, сосредотачиваясь, в основном, на внешнем блестящем антураже, что, в сущности, и составляет отличительную особенность парадного барочного портрета соответствующей эпохи.
        Для лучших работ Питера Лели уже был характерен сочный колорит, который в дальнейшем станет отличительной особенностью английской живописной школы, он прекрасно прорабатывал детали и профессионально строил композицию.

                                       

        Самым знаменитым творением сэра Питера является портретная галерея первых дам английского Двора, которая носит название «Виндзорские красавицы». Эта серия из 12 портретов писалась с 1662 по 1665 годы. Первоначально картины украшали спальню королевы в Виндзорском замке, откуда и произошло название. Сейчас эти картины хранятся в Хэмптон-Кортском дворце.

        На портрете из галереи Баскервиль-холла Хьюго Баскервиль был изображен в черном бархатном камзоле с кружевами и в широкополой шляпе с плюмажем. Уотсон упомянул еще длинные локоны, обрамляющие узкое суровое лицо, поджатые тонкие губы и холодный взгляд, который Холмс характеризовал как бесовский.
     Мог ли Питер Лели отобразить все это в ординарном  заказном парадном портрете? Трудно сказать, поскольку он никогда не был тонким психологом. И в то же время, как и любой профессиональный художник, он мог все это подметить и совершенно неосознанно зафиксировать на холсте. Вот хороший пример – портрет Вильяма Ашбернхэма. Несмотря на явное увлечение художника внешней атрибутикой, превосходное изображение одежды, оружия, драпировок, тем не менее, определенная психологическая характеристика персонажа все-таки в портрете присутствует. Здесь можно увидеть строгое лицо безжалостного воина, человека более привычного к аскетичным и суровым будням военного, нежели к дворцовым анфиладам и придворным развлечениям.
        Так что сэр Питер Лели вполне мог оказаться автором портрета Хьюго Баскервиля из галереи Баскервиль-холла, тем более что других достойных кандидатов на место первого художника соответствующей эпохи все равно нет, а Баскервили в те времена не были склонны довольствоваться дешевыми поделками второсортных ремесленников.
        В этом расследовании Шерлок Холмс продемонстрировал блестящее знание национального английского искусства и, в конечном итоге, интерес к фамильным портретам позволил ему, как он сам потом говорил доктору Уотсону, заполнить самый большой пробел в цепи его рассуждений.

 
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments