Часто случается так, что когда нормальный человек, не слишком искушенный в основополагающих принципах современного искусства, особенно женщина, видит портрет, написанный отнюдь не адептом социалистического реализма, то первой реакцией оказывается сакраментальная фраза: «какой кошмар!», а затем следует продолжение: «не хотела бы я, что бы меня так изобразили, даже если это сам…(Пикассо/Дали/Матисс и т.д.)". Некий интерес и сомнения могут проснуться, только если сказать, сколько этот кошмар сегодня стоит, и то некоторые гордо заявляют: "ну, нет, даже за такие деньги, ни за что!"
Именно к таким картинам относится и знаменитая «Розовая обнаженная» Анри Матисса. Собственно говоря, это должен был быть портрет Лидии Делекторской, весьма известной личности из круга Матисса. Она была русской эмигранткой, во время гражданской войны осталась сиротой, из Томска, где родилась, сначала попала в Харбин к какой-то родственнице, а затем перебралась в Ниццу.
Согласно канонической легенде, к Матиссу она попала совершенно случайно, искала работу, и на автобусной остановке прочитала объявление о том, что какому-то художнику требуется помощница. Имени Матисса она тогда еще не слышала. Может, это всего лишь миф, возможно, так все и было. Но в любом случае, Матисс ее взял к себе в дом, сначала в качестве компаньонки и секретаря жены, затем она стала его личной помощницей, натурщицей, ну и любовницей, конечно, куда без этого.
Матисс написал с нее несколько картин, а «Розовая обнаженная» считается одной из самых значительных в его творчестве. Интересно, что Делекторская запечатлела в целой серии фотоснимков этапы работы художника над картиной. И можно видеть, как вполне реалистическая композиция с портретом реальной женщины становится все более и более обобщенной, почти абстрактной. Между прочим, загадочный желтый предмет над которым расположены два коричневых завитка – это стул с фигурной спинкой, на котором стоит ваза с фруктами.
Матисс всегда говорил, что больше всего в творчестве его интересует женское тело, и здесь он полностью отдался своей страсти. Женская фигура занимает все пространство полотна, а чтобы увеличить его монументальность, Матисс даже создал ощущение, что фигура полностью не помещается на холсте. Фон контрастен по отношению к телу героини, но максимально лаконичен, чтобы не отвлекать внимание зрителя на детали.
Картина написана в 1935 году (Делекторской – 25 лет), и считается одним из наиболее значительных произведений зрелого Матисса, полностью реализовавшему в ней свои художественные поиски соответствующего периода творчества.
Но обычному зрителю картина не нравится: слишком много розового, слишком много плоти, и вообще, как говорится «замечательный филей!»