nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Categories:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: СЮЖЕТЫ

САДИСТЫ ЗА МОЛЬБЕРТОМ

Часть 12.

ГЕНРИХ СЕМИРАДСКИЙ «СВЕТОЧИ ХРИСТИАНСТВА»

         Почему-то большая часть страшилок из искусства эпохи Возрождения и Нового времени относится к первым векам христианства, вообще-то если покопаться в истории любой страны можно найти массу кошмарных историй о том, как изощренно люди друг друга уничтожали причем иногда даже не в корыстных целях (что, в принципе, понятно), а во имя неких идее, самых разнообразных.
       Генриха Семирадского в традиционном советском искусствоведении не слишком жаловали: смущало и дворянское происхождение с польскими корнями, и явная приверженности академизму и тематика искусства, катастрофически далекая от современных ему социальных реалий, ведь его современниками были передвижники, яростно насаждавшие так называемый «критический реализм» в искусстве.
        Семирадский писал картины из жизни античной Греции и Древнего Рима, в Риме он и прожил большую часть своей творческой жизни. Он был обласкан властью и его гонорары позволили ему даже построить в Вечном городе виллу в обожаемом им античном стиле.
Сейчас мнение специалистов по поводу творчества Генриха Семирадского начинает меняться. Мскусствоведы отмечают потрясающий уровень пейзажей в его картинах и совершенно гениальную способность передавать воздушную среду художественными средствами. Некоторые робкие голоса даже записали Семирадского в предтечи импрессионизма в русском искусстве.
          Картина «Светочи христианства» считается главным произведением художника.  Он написал ее в Риме в 1876 году, и ее первый показ стал значительным культурным событием европейского масштаба, о котором даже писали в газетах. Позднее художник подарил свой шедевр Краковскому музею, что подтверждает тот факт, что Семирадский никогда до конца не был интегрирован в русское искусство, полагая себя именно польским и европейским художником.
         Сюжет восходит к «Анналам» Тацита, где достаточно подробно рассказывается о гонениях на христиан в эпоху императора Нерона. Любопытно, что примерно через двадцать лет польская литература обогатилась знаменитым романом Генриха Сенкевича «Камо грядеши». Известно, что именно картина Семирадского в какой-то мере пробудила фантазию Сенкевича. В 1890 году писатель посетил Рим и останавливался в доме Семирадского. Художник показывал ему римские достопримечательности соответствующей эпохи и, разумеется свои эскизы к "Светочам христианства".
          Картина Семирадского имеет грандиозные размеры: примерно 4 на 7 метров, в ней изображены несколько десятков персонажей, причем каждому, начиная от самого Нерона, и заканчивая самым последним рабом-нубийцем, дана индивидуальная  характеристика. Разумется, это совершенно великолепная работа мастера.
          Содержание полотна абсолютно прямолинейно и хрестоматийно: Нерону и его развращенной свите противостоят несколько христиан с просветленными лицами, которых обвинили в поджоге Рима и приговорили к сожжению. Отсюда и светочи они же "факелы Нерона" (это второе название картины) – их всех привязали к столбам и сожгли. Ужас, конечно, но в императорском Риме самые изощренные казни были частым явлением и, вообще, считались обычным развлечением для всех категорий горожан, начиная с патрициев и, кончая рабами. Видимо интерес ко всевозможным ужасам вообще заложен в человеческой природе, где-то внутри мы все немного садисты, а еще нас возбуждает кошмары, которые случаются к другими, а мы испытываем настоящий кайф от того, что все это произошло не с нами.
          И чем мы в таком случае отличаемся от древних римлян эпохи Нерона?

Продолжение следует…
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments