nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Categories:

ИСКУССТВО И КИНО

«ПОДПАСОК С ОГУРЦОМ»:
ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СФЕРЕ ИСКУССТВА СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА

Часть 1.

         В истории отечественного кино и телевидения было не так много сюжетов, связанных со сферой искусства, хотя в реальной криминальной истории советского периода преступлений, связанных с музеями, коллекционерами, подделками или похищениями произведений искусства, контрабандой и даже убийствами, хватало.
        Один из самых ярких примеров такого рода – фильм №14 «Подпасок с огурцом» из популярнейшего советского сериала «Следствие ведут ЗнаТоКи». Поскольку один из авторов сериала Александр Лавров был профессиональным следователем, чаще всего за основу сюжетов для фильмов он брал реальные уголовные дела. Так был и в этом случае, когда в вымышленной истории были сплетены воедино сразу несколько преступлений, которые расследовались в нашей стране в 1970-е гг.
        Во-первых, это была кража произведений живописи из музея-заповедника «Дмитровский кремль». Расследование этого дела зашло в тупик, и сыщикам так и не удалось выйти на похитителей или хотя бы выяснить хоть что-то о судьбе похищенного. В так что в реальности эта история оказалась не просто с плохим концом, но вообще без конца. Видимо поэтому о ней известно гораздо меньше, чем о тех преступлениях, в которых следователям удалось более-менее успешно завершить расследование.
        Преступление было совершено в 1976 году. Тогда художественная коллекция хранилась в соборе. Сигнализация не была установлена, к тому же в тот момент здание находилось на ремонте. Очевидно, преступники воспользовались сочетанием всех этих факторов, проникли в музей через подкупольную часть храма и вынесли значительную часть художественной коллекции. Сыщики предполагали, что вещи были взяты под заказ, возможно именно этим объясняется, что за исключением одной картины больше ни одно из похищенных произведений нигде не всплывало. Только картина «Море» Ивана Айвазовского в последние десятилетия пару раз засветилась на международных аукционах. Впрочем, убедительных доказательств кроме убежденности сотрудников музея в том, что это именно их Айвазовский, нет, соответствующие экспертизы не проводились.
        Сюжет «Подпаска с огурцом» почти детально повторяет реальную историю: кражу коллекции местного коллекционера из подмосковного краеведческого музея производят под заказ, затем пытаются вывести одну из картин за границу под доморощенной мазней. В фильме это был этюд Эль Греко к портрету кардинала Ниньо де Гевара (в реальность это произведение находится в одном из музеев Цюриха), а в соответствующей книге Александра и Ольги Лавровых – вымышленная картина Диего Веласкеса «Инфанта с яблоком». С масляной живописью специалисты элементарно проворачивают такие фокусы. Только в фильме бдительные таможенники задерживают груз и иностранца, после чего начинается расследование. Конечно, сценаристы оказались изощреннее, чем реальные преступники, поскольку в фильме подлинные картины в музее заменили копиями, так что кражу не сразу обнаружили. Зато в жизни преступникам удалось остаться безнаказанными. В фильме у музея были проблемы с сигнализацией, а в реальности сигнализации не оказалось вовсе.
        Самое печальное в этой истории, что за тридцать лет не появилось абсолютно никакой новой информации ни о том, куда делись картины, для кого они были украдены и кто совершил преступление. В фильме организаторами оказываются люди, имеющие косвенное отношение к музею, рабочий и художник, который привозил в музей студентов на летнюю практику. Очень может быть, что в реальности тоже стоило получше поискать преступников среди тех, кто имел хотя бы косвенное отношение к Дмитровскому музею.

          Продолжение следует…
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments