nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Category:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: ОБЩИЕ ФАКТЫ

НЕИЗВЕСТНЫЕ У МОЛЬБЕРТА

         Одна из самых сложных задач, которые время от времени встают перед искусствоведами, – это необходимость атрибуции картины. Бывает так, что в музей, который проводит атрибуцию, приносят полотно, о котором почти ничего не известно. Хранилась картина в какой-то семье, была когда-то кем-то куплена или где-то найдена, и вот у владельцев возникает желание или необходимость ее продать. Но неизвестно ни кто ее написал, ни когда, и, соответственно, даже невозможно представить сколько она может стоить. Неизвестная картина неизвестного художника может оказаться шедевром кисти великого мастера, а может – ремесленной поделкой художника-самоучки.
          И вот эксперты начинают изучать холст, определяя, примерно, когда была написана картина и кем. И если нет подписи или каких-то дополнительных сведений, то ориентируются они на знакомые образцы. Так и возникает определение «неизвестный художник школы такого-то». Картина может быть похожа на работу известного мастера, но внимательному взгляду искусствоведа сразу бросится в глаза то, что, например, есть какие-то погрешности в построении композиции или в рисунке. Значите, скорее всего, это чей-то ученик.
          Зачастую мы не знаем имен и творческих характеристик всех художников какого-то  круга. Не всегда в документах можно найти такую информацию. Отсюда и возникает расплывчатое обозначение «неизвестный художник». Впрочем, иногда случается, что искусствоведческие розыски дают свои результаты, и исследователи находят новые имена и сведения о неизвестных работах уже известных художников.

       

          Так, например, уже в наши дни были открыты провинциальные художники-самоучки Григорий Островский и Павел Календас, работавшие на рубеже 18-19 веков.

         До сих пор для нас остаются неизвестными большинство иконописцев, работавших на Руси до 17 века. В то время у художников не было принято ставить свое имя рядом с божественным ликом, а монастырские хроники и прочие документы, не всегда фиксировали имена живописцев. Также нам неизвестны имена мастеров парсуны, первого светского живописного жанра, возникшего в России 17 века, из которого позднее вырос русский светский парадный портрет.
          Загадкой остаются и имена очень многих крепостных художников, работавших в многочисленных имениях, разбросанных по всей России. Зачастую это были талантливые и оригинальные самоучки, от которых остались только образцы их творчества и абсолютно никакой информации.
          Надо добавить, что количество неизвестных русских художников снижается к середине 19 века. К этому времени почти не остается имений, где были бы художники-крепостные, о которых ничего не известно. Кроме того, жизнь граждан России второй половины 19 века была уже гораздо лучше задокументирована.
          Иногда творческая индивидуальность того или иного художника проявляется настолько явно и отчетливо, что, даже не зная его имени, искусствоведы объединяют все схожие по стилю и сюжетным мотивам произведения под одним условным названием. Так, например, один неизвестный французский художник 15 века именуется Мастер из Мулена, а другой – Мастер «Благовещения» из Экса.

             
 
Subscribe

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Марк Шагал. Над городом. 1918 Однажды, когда известный американский ученый-аэродинамик Теодор фон Карман читал публичную лекцию, его попросили в…

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Дэвид Уилки. Портрет короля Георга IV в килте. 1822 По время визита английского короля Георга IV в Шотландию в 1822 году некий полковник…

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Рембрандт. Философ в раздумье. 1632 Как-то раз философа и моралиста Себастьена-Рок-Никола Шамфора спросили - Почему все философы являются…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments