nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Categories:

ИСКУССТВО И КИНО

«ПОДПАСОК С ОГУРЦОМ»:
ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СФЕРЕ ИСКУССТВА СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА

Часть 2.

       Второй сюжет фильма – афера с поддельными изделиями марки Фаберже. Это тоже было реальное уголовное дело, связанное с именем Михаила Монастырского, одной из самых любопытных криминальных личностей советского и постсоветского периода.
       Этот человек с середины 1960-х годов работал реставратором в Эрмитаже и параллельно был участником самых разнообразных афер, итогом которых стал контрабандный вывоз отечественных художественных ценностей за границу.
       Монастырский был фигурой настолько масштабной, что следы его криминальных затей можно найти сразу в нескольких детективных фильмах 1970-х-80-х годов. Афера с вывозом за границу элементов исторических светильников использована в сценарии фильма «Сицилианская защита» (1980), истории о похищениях и контрабанде икон упоминаются в фильмах «Ларец Марии Медичи» (1980), «Среда обитания» (1987), «Колье Шарлотты» (1984) (медлу прочим, действие всех этих картин происходит или в Ленинграде, или в Ленинградской области).
       Афера с поддельными работами Фаберже стоит в этом списке особняком. Еще в 1973 году Монастырский был осужден за продажу и организацию контрабанды произведений искусства, похищенных из фондов ленинградских музеев. Он был освобожден досрочно, и уже к концу 1970-х годов создал настоящую фирму по производству поддельных ювелирных изделий поз Фаберже. На него работали художники, ювелиры и камнерезы, а сам Монастырский обеспечивал каналы сбыта. Производство было настолько масштабным, что до настоящего времени на западных и даже отечественных художественных аукционах периодически появляются так называемые «фальшберже», которые даже специалисты не всегда могут отличить от настоящих.
       Масштабы деятельности кинематографических аферистов были гораздо скромнее, поскольку на них работал только один художник-ювелир (роль этого персонажа по имени Ким Фалеев в фильме исполнял Николай Караченцев). Между прочим, что именно его чистосердечное признание помогает сыщикам успешно завершить дело, а мотивы своего поступка Фалеев объясняет желанием утвердить свое авторство на произведения, которые по уровню представляются ему не ниже, чем работы мастеров Фаберже. В последних выпусках сериала упоминалось, что Ким Фалеев получил небольшой срок за участие в мошенничестве, а выйдя на свободу, смог эмигрировать в Канаду и организовать там выставку своих работ, в том числе и исполненных под Фаберже.
       В реальности таких благородных художников в окружении Монастырского не оказалось, и честь разоблачения фирмы по производству «фальшберже» целиком принадлежит нашим силовым структурам. Поначалу вышли на канал сбыта ювелирных ценностей за границу, и Монастырского взяли как организатора махинаций с золотом, драгоценными камнями и культурными ценностями. Поскольку статья, по которой его обвиняли, была расстрельной, он быстро сообразил, что предпочтительнее признаться в мошенничестве. В итоге он получил всего семь лет, отсидел только пять, вышел на свободу в 1991 году уже свободным бизнесменом-антикваром в новой российской реальности, а позднее даже оказался депутатом Государственной Думы по списку ЛДПР.
       Уровень подделок, которые исполняли для «фирмы» Монастрыского был так высок, что некоторые из этих изделии попали даже в крупные российские музеи, в частности, в Музеи Московского Кремля. Хотя профессиональные эксперты, надо отдать им должное, смогли определить подделки без особых проблем.
       Монастырский замахнулся даже на святая святых – знаменитые императорские яйца Фаберже. Одно из таких поддельных яиц, изготовленное из порфира, пытались вывезти из нашей страны африканские дипломаты. Вещь была изъята, передана для экспертизы специалистам, тогда и выяснилось, что это подделка.
       Любопытна судьба 13 фигурок «фальшберже», которые были изъяты во время следствия в 1983 году и переданы в Эрмитаж, поскольку первоначально предполагалось, что они могли быть украдены оттуда. Позднее было установлено, что это фальшивки, но вещи остались в музее. А в 2006 году выяснилось, что они были похищены из Эрмитажа  в числе прочих вещей, проходящих по новому громкому музейному делу.
       Монастырский, также, как и Ким Фалеев из фильма, в конце концов, уехал за границу. Это случилось в 2000 году, когда истек срок его депутатских полномочий вместе с депутатской неприкосновенностью. Незадолго до этого был убит его помощник, который перед смертью записал видеопоказания, в которых разоблачал преступную деятельность своего шефа и его связи с «тамбовской» преступной группировкой, так что Монастырский, очевидно, чувствовал приближающуюся опасность ареста. Он обосновался в Швейцарии, а в России сразу после этого был объявлен в международный розыск. В 2006 году Монастырский погиб по официальной версии в результате ДТП с грузовиком на франко-швейцарской границе. Но в этом деле осталось много неясного.
       Так что реальная история аферы с «фальшберже» и его организатора оказалась гораздо запутаннее и драматичнее, чем кинематографический вариант. Впрочем, судя по всему, в деле «Подпаска с огурцом» тоже остались некая недосказанность, поскольку главные мошенники в фильме, коллекционер Боборыкин и его зять Альберт, торговали не только фальшивками Фаберже, но также сбывали и поддельные картины не слишком опытным любителям искусства. В числе таких сомнительных шедевров, которые впаривали посетителям "салона" Боборыкина упоминалиь "Пустынник" Михаила Нестерова и "Портрет неизвестной в розовом платье" Федора Рокотова.

    Продолжение следует...
Subscribe

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Профессор Московского университета, астроном Дмитрий Матвеевич Перевощиков очень печалился по поводу того, что его способнейший…

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Джеймс Уистлер. Симфония в белом № 1: девушка в белом. 1862 Художественный критик Ф.Г.Хэмертон о картине Джеймса Уистлера "Девушка…

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Однажды некий молодой человек прислал Бернарду Шоу свои стихи, а через некоторое время пришёл к писателю лично, чтобы узнать его…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments