
ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СФЕРЕ ИСКУССТВА СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА
Часть 2.
Второй сюжет фильма – афера с поддельными изделиями марки Фаберже. Это тоже было реальное уголовное дело, связанное с именем Михаила Монастырского, одной из самых любопытных криминальных личностей советского и постсоветского периода.
Этот человек с середины 1960-х годов работал реставратором в Эрмитаже и параллельно был участником самых разнообразных афер, итогом которых стал контрабандный вывоз отечественных художественных ценностей за границу.

Монастырский был фигурой настолько масштабной, что следы его криминальных затей можно найти сразу в нескольких детективных фильмах 1970-х-80-х годов. Афера с вывозом за границу элементов исторических светильников использована в сценарии фильма «Сицилианская защита» (1980), истории о похищениях и контрабанде икон упоминаются в фильмах «Ларец Марии Медичи» (1980), «Среда обитания» (1987), «Колье Шарлотты» (1984) (медлу прочим, действие всех этих картин происходит или в Ленинграде, или в Ленинградской области).
Афера с поддельными работами Фаберже стоит в этом списке особняком. Еще в 1973 году Монастырский был осужден за продажу и организацию контрабанды произведений искусства, похищенных из фондов ленинградских музеев. Он был освобожден досрочно, и уже к концу 1970-х годов создал настоящую фирму по производству поддельных ювелирных изделий поз Фаберже. На него работали художники, ювелиры и камнерезы, а сам Монастырский обеспечивал каналы сбыта.

Масштабы деятельности кинематографических аферистов были гораздо скромнее, поскольку на них работал только один художник-ювелир (роль этого персонажа по имени Ким Фалеев в фильме исполнял Николай Караченцев). Между прочим, что именно его чистосердечное признание помогает сыщикам успешно завершить дело, а мотивы своего поступка Фалеев объясняет желанием

В реальности таких благородных художников в окружении Монастырского не оказалось, и честь разоблачения фирмы по производству «фальшберже» целиком принадлежит нашим силовым структурам. Поначалу вышли на канал сбыта ювелирных ценностей за границу, и Монастырского взяли как организатора махинаций с золотом, драгоценными камнями и культурными ценностями. Поскольку статья, по которой его обвиняли, была расстрельной, он быстро сообразил, что предпочтительнее признаться в мошенничестве. В итоге он получил всего семь лет, отсидел только пять, вышел на свободу в 1991 году уже свободным бизнесменом-антикваром в новой российской реальности, а позднее даже оказался депутатом Государственной Думы по списку ЛДПР.
Уровень подделок, которые исполняли для «фирмы» Монастрыского был так высок, что некоторые из этих изделии попали даже в крупные российские музеи, в частности, в Музеи Московского Кремля. Хотя профессиональные эксперты, надо отдать им должное, смогли определить подделки без особых проблем.
Монастырский замахнулся даже на святая святых – знаменитые императорские яйца Фаберже. Одно из таких поддельных яиц, изготовленное из порфира, пытались вывезти из нашей страны африканские дипломаты. Вещь была изъята, передана для экспертизы специалистам, тогда и выяснилось, что это

Любопытна судьба 13 фигурок «фальшберже», которые были изъяты во время следствия в 1983 году и переданы в Эрмитаж, поскольку первоначально предполагалось, что они могли быть украдены оттуда. Позднее было установлено, что это фальшивки, но вещи остались в музее. А в 2006 году выяснилось, что они были похищены из Эрмитажа в числе прочих вещей, проходящих по новому громкому музейному делу.
Монастырский, также, как и Ким Фалеев из фильма, в конце концов, уехал за границу. Это случилось в 2000 году, когда истек срок его депутатских полномочий вместе с депутатской неприкосновенностью. Незадолго до этого был убит его помощник, который перед смертью записал видеопоказания, в которых разоблачал преступную деятельность своего шефа и его связи с «тамбовской» преступной группировкой, так что Монастырский, очевидно, чувствовал приближающуюся опасность ареста. Он обосновался в Швейцарии, а в России сразу после этого был объявлен в международный розыск. В 2006 году Монастырский погиб по официальной версии в

Так что реальная история аферы с «фальшберже» и его организатора оказалась гораздо запутаннее и драматичнее, чем кинематографический вариант. Впрочем, судя по всему, в деле «Подпаска с огурцом» тоже остались некая недосказанность, поскольку главные мошенники в фильме, коллекционер Боборыкин и его зять Альберт, торговали не только фальшивками Фаберже, но также сбывали и поддельные картины не слишком опытным любителям искусства. В числе таких сомнительных шедевров, которые впаривали посетителям "салона" Боборыкина упоминалиь "Пустынник" Михаила Нестерова и "Портрет неизвестной в розовом платье" Федора Рокотова.
Продолжение следует...