ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СФЕРЕ ИСКУССТВА СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА
Часть 3.
Афера Монастырского, возможно, была самым масштабным делом, связанным с поддельным Фаберже, но отнюдь не единственным в советское время.
Известно, что еще в 1930-е году производство поддельных шедевров знаменитых ювелирных домов России, пользовавшихся большим спросом на Западе, в том числе и Фаберже, было поставлено на поток и курировалось с самого верха. Эта работа шла под контролем ОГПУ, а за сбыт отвечали братья Хаммеры, считавшиесябольшими друзьями Советского Союза.
Профессиональные ювелиры в России, причем, вероятно, те самые, которые работали еще в царские времена на тех самых знаменитых ювелирных, изготавливали изделия по старинным образцам, затем эти вещи вывозились за границу, причем по документам они были обозначены как изделия кустарей и народных промыслов, для которых существовали какие-то льготные таможенные условия. В распоряжении сотрудников ОГПУ были комплекты клейм и Фаберже, и клейм других ювелирных предприятий. Изделия клеймились уже после того, как были переправлены за границу.
Затем Хаммеры пропускали их через свою коллекцию, которая имела безупречную репутацию, а далее они искали покупателей среди богатейших коллекционеров США и Западной Европы. Хаммеры получали свой вполне приличный процент, а основная часть средств шла на финансирование советской экономики. Очень может быть, что отчасти технологический прорыв Советского Союза, осуществленный в 1930-е годы, был профинансирован именно на средства от этой ювелирной авантюры.
С этим делом связана еще одна странная история. В 1928 году Агафон Фаберже, сын и наследник великого Карла, вместе со всей своей семьей по льду Финского залива смог перебраться в Финляндию. До этого ему помогли переправить в Хельсинки ценнейшие живописные полотна и коллекцию почтовых марок, а также приличную сумму денег. Агафон Фаберже до этого был уполномоченным Гохрана и торговал антиквариатом, такие люди были под жестким контролем спецслужб. А здесь человек со всеми домашними и со всеми своими ценностями бежит в Финляндию, покупает дом, чуть ли не в центре Хельсинки, и живет там спокойно еще более тридцати лет. Изо всего вышесказанного напрашивается мысль, что ОГПУ имело некоторое отношение ко всем этим событиям. Очень может быть, что именно слово Агафона Фаберже служило дополнительной гарантией для покупателей «фальшберже» от ОГПУ.
Подлинное клеймо фирмы Фаберже фигурирует и в фильме. По сценарию, Боборыкин в свое время украл его у наследницы одного из мастеров Фаберже, а затем им клеймили подделки. Экспертиза показала, что клеймо на этих вещах было подлинным, а вот металл лили совсем недавно и состав его отличался от того, что использовали до революции.
Дочь Боборыкина Муза, искусствовед, которую в семейной «фирме» использовали вслепую как эксперта, подтверждала подлинность вещей по наличию на них клейма, что давало дополнительные гарантии покупателей. Но, между прочим, настоящий профессиональный эксперт никогда не будет начинать изучение произведения искусства с клейма или с подписи художника. Клеймо рассматривается в самую последнюю очередь, когда эксперт уже смог составить мнение об авторстве, основываясь на общих художественных и технологических особенностях вещи, и служит лишь подтверждением выводов.
Была еще одна довольно громкая история с поддельным Фаберже, относящаяся к 1960-м годам. Тогда двое предприимчивых граждан Наум Николаевский и его родственник Василий Коноваленко наладили продажу подлинных дореволюционных ювелирных изделий, выполненных в технике русской эмали, на которых они затирали клейма менее известных мастеров и ставили клейма Фаберже, также они резали фигурки животных и статуэтки под Фаберже. Эти вещи вывозились за границу и сбывались с аукционов. В 1969 году были арестованы и осуждены более 10 человек, которые участвовали в этой афере, сам Наум Николаевский получил 6 лет. Известно, что его шурин Василий Коноваленко, как и Ким Фалеев из фильма, смог уехать за границу, в Нью-Йорк, где до настоящего времени работает как скульптор.