nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Categories:

РОКОКО: ИСКУССТВО И СТИЛЬ ЖИЗНИ

В ПОИСКАХ ЦИТЕРЫ: ОБРАЗ ЖЕНЩИНЫ
Часть 6.


         Образ Цитеры неразрывно связан с еще одним основополагающим образом эпохи рококо – образом женщины. Она, "жрица Венеры", становится главной героиней полотен Ватто, Буше, Фрагонара.
        Идеалом для эпохи рококо становится "хорошенькая женщина", причем именно "хорошенькая", а не красивая. Хорошенькая женщина должна быть миловидной, грациозной, очаровательной. Этот образ культивируется и в живописи, и в литературе, где воспевается Кребийоном и Мариво.
         В "Жизни Марианны", например, Мариво, описывая одну из своих героинь, госпожу Дорсен, пытается размышлять на эту тему:
        "Госпожа Дорсен была красива, но сказать это - еще не значит охарактеризовать ее. Мысль о ее красоте не первой приходила на ум при взгляде на нее: прежде всего, чувствовалось нечто более важное... Олицетворим Красоту и предположим, что ей наскучил чересчур строгий характер ее идеально прекрасных черт, что она хочет изведать удовольствие просто нравиться, что она умеряет величавость своей красоты, не теряя ее, однако, что она намерена уподобиться Грации, тогда ей, несомненно, захочется походить на госпожу Дорсен... Прибавьте к этому облику еще и живую душу, которая ежеминутно на нем [лице] отражается, рисует все, что она чувствует, передает ему все, что в ней теснится, и делает его таким умным, таким тонким, таким живым, таким гордым, таким серьезным, таким лукавым, какою в действительности и бывает поочередно сама эта душа; судите же, какую быструю смену выражений можно увидеть на лице госпожи Дорсен, бесконечно пленительных то силой, то изяществом, то лукавством".
        Некоторые исследователи, в частности А.Строев, придают понятию "хорошенькое" определяющее значение при характеристике эстетики рококо: "культура рококо... разрабатывает эстетику не прекрасного (beau), а хорошенького, миленького (joli). Во второй половине столетия... возникает роман о хорошенькой женщине (jolie femme): Н.Т.Барта "Хорошенькая женщина, или Современная женщина" (1769), м-ль д'Альбер "Исповедь хорошенькой женщины" (1775)... Барт последнюю главу романа посвящает разбору термина "хорошенький" как единого стиля эпохи, всего светского быта".
       Живописцы, начиная еще с Ватто, изображают как на портретах, так и в жанровых или галантных сценках женщин сходного типа красоты, вполне соответствующего литературному образу "хорошенькой женщины", и устанавливают некий идеал, к которому следует стремиться. "Хорошенькая женщина" имеет округлый овал лица, низкий лоб, широко расставленные миндалевидные глаза под высоко поднятыми темными бровями, вздернутый носик и рот сердечком. Таковы героини Ватто, Буше, Ланкре, Наттье. Даже портреты реальных женщин в определенной степени подгоняются под этот стандарт. Это видно, например, по портретам маркизы Помпадур Буше (1756, Старая Пинакотека, Мюнхен; 1759, Галерея Уоллес, Лондон).

                                   

         Любопытно, что одной красоты для того, чтобы создать идеал женщины в эту эпоху, недостаточно. Героине должен быть присущ еще и ум, причем ум и красота неразлучны. Умная дурнушка и глупая красавица: оба этих варианта воспринимаются одинаково негативно. Мариво в "Жизни Марианны" делает ум непременным свойством своих любимых героинь, описывая, например, все ту же госпожу Дорсен: "...у нее был широкий образ мыслей, при котором можно обсуждать любой предмет, какой выдвинет в разговоре случай... Она предпочитала, чтобы больше хвалили ее разум, чем ее очарование...". Более ироничны размышления Марианны, от лица которой автор строит свое повествование: "С нами, хорошенькими женщинами.., дело обстоит так, что ежели у нас есть немножко ума, то мы становимся в глазах собеседников первостатейными умницами: мужчины превозносят каждое наше слово; слушая наши речи, они любуются нами, а что красиво, то мило".

Продолжение следует…
Subscribe

  • Мои твиты

    Пт, 03:05: БОГОМАТЕРЬ НА ИКОНЕ: ИКОНОГРАФИЧЕСКИЕ КАНОНЫ https://t.co/0RxO1mVpnU Пт, 03:15: ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ…

  • Мои твиты

    Чт, 03:05: САНДРО БОТТИЧЕЛЛИ. ВЕНЕРА И МАРС. Ок.1483 https://t.co/drbh34BAy7 Чт, 03:15: ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ…

  • Мои твиты

    Ср, 03:05: АННИБАЛЕ КАРРАЧЧИ. МЕРТВЫЙ ХРИСТОС С ОРУДИЯМИ СТРАСТЕЙ. 1582 https://t.co/M0hKcY5aWu Ср, 03:15: ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments